Переглядів: 4736
Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове загублена. Она практически обошлась в те же деньги, что и американский полет на Луну.
Двадцать лет назад миром прокатилась сенсация: русские умудрились докопаться до преисподней! Эту невероятную сенсацию растиражировали многие зарубежные СМИ. Ее связывали с теми работами, которые ученые из СССР проводили за Полярным Кругом на Кольской Сверхглубокой скважине. Еще раньше, в 1989 году, эта скважина оказалась в Книге рекордов Гиннеса как самая большая пробоина в земной коре, сделанная руками.
В начале 1991 года, когда весь этот переполох с чертями из ада неожиданно возник, глубина этой скважины достигала 12 261 метра.
Фантастическую историю почти по роману Жюля Верна о том, как советские испытатели так глубоко забурились в землю, что умудрились достать до ада, первой напечатала финская газета «Амменусастия». А за ней этот необычный рассказ о фантастическом происшествии на научно-испытательном полигоне в СССР, растиражировали и другие СМИ, и не только зарубежные, но и советские.
О скважине финскому изданию поведал якобы некий геолог Дмитрий Аззаков. В публикации он был описан как выдающийся ученый с мировым именем. По его словам, которые цитирует одно из печатных изданий того времени, события развивались таким образом: ужасная тварь с гигантскими конечностями поднялась из скважины, перед тем как мы на глубину более чем 12 километров опустили включенное устройство для записи звуков. Завизжав, словно израненный дикий зверь, эта тварь стремительно взлетела высоко в небо и затем исчезла из виду.
«Как коммунист и ученый, – повествует далее Аззаков, – я не верю в Бога и чудеса,– но поскольку я стал свидетелем всего происшедшего, я теперь поверил в существование ада. Нет необходимости утверждать, что мы были просто шокированы, сделав это открытие. Но мы совершенно точно все это видели и слышали. Этого нам вполне хватило, чтобы поверить в то, что мы бурили через адские врата».
Ученый рассказывает, что основная масса рабочих и инженеров, которые стали очевидцами фантастического явления, испугались и разбежались в разные стороны от места скважины. А те, кто все же остался, пришлось испытать не меньшее потрясение: «Мы опустили в пробуренную скважину микрофон, который был предназначен для записей передвижения литосферных плит. Однако нам довелось услышать вместо этого громкий голос человека. В этом голосе звучали боль и страдания. В начале мы предположили, что этот звук происходит от бурового оборудования. Но когда мы этот звук тщательно проверили, наши самые худшие предположения получили свое подтверждения. Стоны и крики издавались не одним человеком, а исходили от миллионов людей. Мы все же произвели запись на магнитную ленту этих вызывающих неподдельный ужас звуков».
К слову, эту жуткую многоголосую запись можно сейчас без труда найти в Интернете. Те чувства, которые она вызывает, прямо скажем безрадостные. Однако, на счастье, те факты, которые к настоящему времени были собраны, дают полное опровержение всему этому «адскому бреду».
И, прежде всего потому, что самого ученого-геолога Аззакова, со слов которого все это произошло, судя по всему, не существовало и в помине. Поскольку, неоднократные попытки журналистов найти этого человека, так и не дали никаких результатов.
О том, что вся эта «адская история» – чистейшей воды вымысел, а запись – явная фальшивка, говорил неоднократно и руководитель сенсационных исследований, академик Давид Губерман. Его, кстати, до сего времени терзают постоянными расспросами о фантастических звуках из недр земли.
В одном из своих интервью академик рассказывает: «Даже не думал и не предполагал, что вместо научных изысканий вот уже второе десятилетие буду отмахиваться от всякой ерунды. Я в 1994 году был в Бразилии. Губернатор штата сразу по прибытию меня спросила: ну и как там, в аду? Такая энергичная дамочка… Да действительно, в 1991 году мне постоянно звонили секретари обкомов по науке. Причем, из самых разных концов Советского Союза. И задавали один и тот же вопрос: «Как же это мы до преисподней дорвались?» Я им отвечаю, – помилуйте, откуда вы подобную ерунду-то взяли? Полную чушь? Они мне в ответ: так мол и так, там-то и там-то опубликовано. Хорошо. Я начала редакторам изданий звонить. Дозвонился. Мне они и говорят: все эти данные были взяты из молодежной прессы Финляндии. Пожалуйста, к ним и все претензии. А взятки с нас гладки. Мы перепечатали только. Проверять как будто не надо было. Сложно мне позвонить, что ли? На Кольскую? Показал бы им и преисподнюю, и кузькину мать, и где раки зимуют в придачу. В конце концов, я и до той самой молодежки дозвонился. Мне и говорят: посмотрите на число. Мне эта дата ни о чем не говорит. А в ответ – у нас этот день считается аналогом вашего первого апреля, День дурака, получается».
Вот вам и результат: глупая и неуместная шутка чуть было не поставила крест на славе подлинных научных открытий Кольской Сверхглубокой скважины. А тут есть действительно чем гордиться.
Этот амбициозный проект стал итогом программы «Сверхглубокое бурение и изучение недр Земли», которую еще в начале 60-х годов подписал Никита Хрущев, чтобы «утереть нос» американцам. Проект тогда задумывался ни мало ни много осуществить проход через всю кору Земли и получить в свое распоряжение образцы пород из верхней мантии.
На предварительные исследования: ушло несколько лет. Именно для этого необходимы были веские доказательства самой возможности осуществить сверхглубокое бурение в кристаллических породах – в гнейсах и гранитах. В итоге ученые все же дали добро на исследования.
Было найдено и наиболее приемлемое место для этого – древнейший кристаллический щит Кольского полуострова. Для буровой площадку нашли на его северной оконечности вблизи озера с труднопроизносимым названием Вильгискоддеоайвинъярви. Это по-фински означает «Озеро под горой белого оленя».
Проектная глубина скважины – 15 км. Ее бурение как раз началось в мае 1970 года и приурочено было к 100-летию со дня рождения Ленина.
Спустя 5 лет скважину пробурили чуть более чем на 7 км. К этому времени на объекте функционировало 16 научно-исследовательских лабораторий. Буровая была превращена в полностью обшитую, северным ветрам неподвластную, гигантскую 68-метровую вышку.
Спустя много лет, уже в наше время, участники этого проекта делятся воспоминаниями, что каждый из пройденных вглубь Земли метров скважины буквально был для исследователей научным открытием.
Давид Губерман говорит: «Мы перевернули вверх тормашками большинство своих представлений о структуре земной коры. В древних породах таких скважин нет нигде больше. И я так думаю, что еще лет 50 не появится».
Останавливаясь конкретно на научных достижениях, Губерман добавляет: мы на протяжении десятков лет изучали, что же из себя представляет наша планета. Как она ведет себя в различных условиях. Исследовали ее радиацию, температуру, термодинамику… Кольская скважина дала определение становления Земли на срок от 1,5 до 3 млрд. лет. А если учитывать, что предположительный возраст Земли – 4,5 млрд. лет, то в итоге получится – на Кольском полуострове было исследовано 2/3 истории всей планеты. Был поднят на поверхность чрезвычайно богатый и уникальный материал, около пяти тысяч кубических метров керна – образцов породы. Исследование этого керна ведутся по сегодняшний день и, судя по всему, будет еще исследоваться многие годы. Сами открытия потрясают воображение.
Какие еще открытия на пути к сердцу Земли совершили ученые?
Первое. Все представления о структуре земной коры не соответствовали действительности: по мере углубления горные породы не стают более плотными и их пористость не убывает, как предполагалось ранее. Наоборот, горные породы на многокилометровой глубине пронизаны многочисленными порами и разбиты трещинами.
Сенсацией также было и наличие воды: ранее строились гипотезы, что на такой значительной глубине, где давление достигает сотен атмосфер, ее там просто не бывает.
Еще одним удивительным открытием стало то, что даже очень глубоко под землей есть живые организмы – бактерии. И живут они на невероятных глубинах.
И наконец, Земля оказались значительно горячее, чем ранее предполагали ученые. На глубине 5 км температура достигала свыше 70 градусов по Цельсию, на семи – переваливала 120, а на 12 – вообще «жарило» сильнее всего – 220 градусов. Этот показатель был выше на целых 100 градусов предполагаемого.
Стало известно и еще об одном не менее фантастическом выводе ученых.
Как рассказывает господин Губерман: «Когда мы сравнивали образцы доставленного американцами грунта с поверхности Луны и наши образцы, то оказалось, что лунный образец по своему составу очень похож на керн с КСГ, который мы добыли с глубины трех километров. Это доказывает только то, что еще в начале формирования планет Солнечной системы Луна откололась от Земли, к тому же именно в Северном полушарии. Мы даже выдвинули смешную теорию, что якобы Луна оторвалась именно от Кольского полуострова. Разумеется, это всего лишь шутка, но в каждой шутке может быть и доля правды».
В мае прошлого года Кольская отметила бы юбилей – 40 лет с момента начала бурения. Но никаких торжеств по этому поводу не проводилось. К сожалению, славная история Сверхглубокой с развалом СССР закончилась.
К 1990 году был буровая достигла максимальных значений – 12 262 км. Дальше пробиться так и не получилось: все дальнейшие попытки сводились лишь к очередной аварии. Бурение через два года вообще было остановлено, а в 1995 году проект был заморожен.
Сейчас на месте, где когда-то ставились мировые рекорды и вовсю кипела жизнь, превратилось в заснеженную и безлюдную пустыню.
Юрий Войтеховский, директор геологического института Кольского научного центра им. С.М. Кирова Российской академии наук о сегодняшнем дне легендарной Сверхглубокой рассказывает: на Сверхглубокой свистит ветер. Все в руинах. Все оборудование куда-то вывезено. Бетонные корпуса пусты, в проемах окон гуляет ветер, остатки документации летает по цехам. Все металлические изделия вывезены. Еще в те годы было какое-то предприятие, которое прибрало быстренько к рукам весь металл как только буровая перестала работать. Гигантский копер, который возвышался над буровой на десятки метров, тоже исчез. Полная разруха, одна тундра кругом.
Далее господин Войтеховский рассказывает: «На данный момент на буровой ничего не происходит. Давно весь керн отправлен в Ярославль. Вроде бы там до сих пор находится офис по глубокому бурению (в СССР существовала целая программа). Как мне стало известно, некое движение происходит и в Москве: эту скважину кому-то хотят отдать в аренду, как какое-то уникальное производство. Самой-то скважины давно нет. Есть прикрытая пробкой дыра.
Юрий Войтеховский считает, что данный проект свою задачу решил. Были поставлены мировые рекорды, так или иначе были даны ответы на вопросы, которые ставились перед скважиной. Бурили же ее по различным причинам и именно в этом месте. Кое-какие геологические ожидания ей удалось опровергнуть. Именно это и хорошо. Наука не стоит на месте – это шаг вперед. Ей удалось изменить представления ученых о структуре земной коры. Она продемонстрировала, что земная кора неоднородна. Появилась перспектива добычи полезных ископаемых, таких как медь и никель.
В свое время, когда было прекращено бурение, зарубежные инвесторы предлагали создать на основе Сверхглубокой международный центр по изучению земной коры, обещали профинансировать обустройство и работу лаборатории. Можно было бы в скважину опускать геофизическую аппаратуру, провести изучение пространства вокруг скважины. Но тогда почему-то отказались. Теперь же новая власть в Академии наук решил все брать на баланс. Кому-то отдала на баланс заодно и Кольскую Сверхглубокую. Единственный выход на данный момент – это спустить туда геофизическую аппаратуру. Но теперь на глубину 12 262 км уже не получится, разве что до трех километров. Поскольку произошло смещение грунта и ствол сдвинулся. Сейчас скважина перекрыта где-то на полдиаметра. На всю глубину геодезический зонд пройти туда не сможет, а бурить заново пока что нет желающих.
Если спустить в скважину аппаратуру хотя бы на первые километры, то вполне можно услышать толчки (так называемое «земное эхо»). Между прочим, это немаловажно. Поскольку Кольский полуостров располагается и на Балтийском щите, но все-таки и там бывают небольшие техногенные землетрясения, которые связаны со взрывами на промышленных карьерах. Эти взрывы по разломам провоцируют смещения. Это очень важно исследовать и прогнозировать, хотя бы потому, что в скором будущем на шельфе Северного моря здесь будет добываться газ. Будут проложены газопроводы и ни в коем случае нельзя допустить какого-либо бедствия. Может быть ужасная экологическая катастрофа.
Основной проблемой на сегодняшний день является то, что никто не хочет эту скважину брать на баланс. И для того, чтобы Кольская хоть как-то функционировала, необходимо наладить стабильное финансирование. Но все дело состоит именно в том, что российская Академия наук не в состоянии обеспечить финансирование этого проекта, а руководство России не решается. На баланс буровую необходимо ставить уже сейчас, причем немедленно. Сейчас на территории комплекса нет никого.
Что же касается развития туристического спектра на скважине, то нельзя сравнивать с аналогичными туристическими центрами в тех же Финляндии или Германии. Они, по большому счету, очень благоустроенные страны. Там налажен сервис, качественные асфальтированные дороги. Если, например, взять немецкую КТВ – там выставочные залы, есть возможность в кинотеатре посмотреть фильм о Земле, увидеть геологические находки, выслушать рассказ о бурении этих скважин. Сугубо европейский подход. А здесь холод, бездорожье, тундра. Никакой турист сюда не поедет. Государство на это не выделяет средств.
О Сверхглубокой скважине Юрий Войтеховский далее повествует, что у всех проектов есть свои взлеты и падения. Он считает, что свое дело Кольская Сверхглубокая сделала блестяще. Реанимировать проект нет смысла. Необходимо все же подсчитать, какова стоимость проекта. Приблизительно столько же, сколько США потратила на свой полет на Луну. Нет необходимости делать это. Уже одно это достижение действительно заслуживает внимания.
К настоящему времени в мире существует несколько десятков сверхглубоких скважин. Наиболее известные из них:
Берта-Роджерс, США, – 9 583 м.
Бейден-Юнит, США, – 9 159 м.
КТВ Hauptbohrung, Германия – 9 100 м.
Юниверсити, США – 8 686 м.
Цистердорф, Австрия – 8 553 м.
Бигхорн, США, Вайоминг – 7 583 м.
Сильян Ринг, Швеция – 6 800 м.
KTB «Хауптборунг» – сверхглубокая скважина в Германии бурилась с 1990 по 1994 год. Согласно проекта ее глубина должна была составить 12 км, но удалось добраться лишь до отметки 91оо метров. Из-за полной информированности по научным и буровым разработкам, хорошей документированности и технологичности КТВ «Хауптборунг» – одна из наиболее известных в мире.
На немецкой сверхглубокой проблемы с бурением начались после 7 километров, точно так же как и на Кольской. Как считают, сначала ствол пошел не в ту сторону, поскольку вышла из строя система вертикального бурения из-за очень высокой температуры. К концу бурения забой на 300 метров отклонился от вертикали. После бесконечных аварий и очень высокой температуры в забое – +270°С – работы были прекращены.
Стоившая немецкому бюджету 338 млн. долларов скважина КТВ, в 1996 году была передана потсдамському Научному центру геологии. Там она приобрела статус лаборатории для наблюдений за глубокими недрами Земли и туристическим объектом.