Переглядів: 3012
Варварские методы рыболовства и рост температуры воды уничтожали кораллы в окрестностях острова Бали, пока простой дайвер под влиянием пионерской работы немецкого учёного об органической архитектуре не включился в разработку проекта, пригодившегося всего миру.
Он основан на технологии Biorock и ныне реализуется в 20 странах, главным образом в Юго-Восточной Азии, Карибском бассейне, Индийском и Тихом океанах.
Известняк, взращиваемый слабым электротоком, обладает устойчивостью к обесцвечиванию из-за роста температуры воды. (Фото Darryl Leniuk / Getty Images.)
В бирюзовых водах Пемутерана у северного побережья Бали, где проект был запущен в 2000 году, металлический каркас (специалисты называют его «крабом») покрыт огромными мерцающими кораллами. Там обитают сотни рыб. «Удивительно, не правда ли?» — хвастается Рани Морроу-Вёйгк.
60-летняя австралийка, уроженка Германии, впервые нырнула в бухте Пемутеран в 1992 году, дабы посмотреть на красивые рифы. К концу 90-х рост температуры воды привёл почти к полному исчезновение кораллов, и без того пострадавших от использования рыболовами цианида и динамита. «Кроме гравия и песка, почти ничего не осталось», — с ужасом вспоминает дайвер.
Но однажды она услышала об открытии, которое в 1970-х сделал немецкий архитектор и учёный Вольф Хильберц. Он пытался вырастить «стройматериалы» прямо в море, погружая металлические конструкции и подводя к ним электрический ток со слабым и, следовательно, безобидным напряжением. Следовавший за этим электролиз вызывал наращивание известняка.
Через несколько месяцев после начала испытаний в американском штате Луизиана устрицы постепенно обжили всё сооружение, колонизировав собранный известняк. Последующие эксперименты показали, что метод подходит и кораллам. «Кораллы растут в 2–6 раз быстрее. Мы можем вырастить новые рифы за считанные годы», — говорит ямайский морской биолог и биогеохимик Томас Горо.
Г-н Горо начал работать с г-ном Хилберцем в середине 1980-х. Они вместе создали технологию Biorock. Немецкий учёный скончался четыре года назад, но дело его живёт.
Г-жа Морроу-Вёйгк расширила проект до 22 конструкций. На это пошли собственные сбережения подвижницы. Помогла также администрация местного курорта Таман-Сари. Сегодня в заливе Пемутеран стоят уже около шестидесяти «клеток», которые охватывают два гектара. Риф не только спасся от скорой гибели: он чувствует себя намного лучше, чем когда бы то ни было.
Biorock не только возрождает кораллы, но и делает их более устойчивыми — в частности к обесцвечиванию и глобальному потеплению. «Biorock — единственный метод, защищающий кораллы от высокой температуры. К тому же выживаемость при обесцвечивании повышается в 16–50 раз», — отмечает г-н Горо. В последние два года температура воды доходила до 34 ˚C вместо обычных тридцати, но только 10% кораллов заболели и всего 2% умерли. В 1998 году в таких же условиях они вымерли почти полностью.