Переглядів: 3661
Пять миллиардов рублей, отправившиеся на дно Тихого океана в виде обломков станции «Фобос-Грунт», уже стали притчей во языцех. Как и неудачи Роскосмоса, которые следуют одна за другой и наводят на невеселые мысли относительно будущего российской космонавтики. Исполнительный директор кластера космических технологий и коммуникаций фонда «Сколково» Сергей Жуков говорит, что если не удастся переломить нынешние тенденции, то Россия останется космической державой еще максимум лет десять.
Череда ошибок5 декабря 2010 года в Тихий оке-'ан упала ракета-носитель «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс» общей стоимостью около 190 миллионов долларов. 18 августа 2011-го был не выведен на орбиту «Экспресс АМ-4», а через шесть дней впервые в истории потерпел крушение грузовой корабль «Прогресс», упавший на Алтае. 23 декабря 2011 года аппарат космической связи «Меридиан» вместо космоса оказался в тайге под Новосибирском, а 15 января 2012 года закончилась космическая одиссея «Фобоса», перед падением в океан развалившегося на части. Последняя неудача России в космической отрасли стала самой болезненной, и ущерб от провала не поддается исчислению.
«Фобос-Грунт» задумывался как самый амбициозный и дорогостоящий космический проект с советских времен. Главной его миссией был полет к спутнику Марса Фобосу с целью получения драгоценного для ученых грунта. Запуск станции состоялся 9 ноября 2011 года с космодрома Байконур, а вернуться на Землю аппарат должен был в августе 2014 года. Однако все пошло не так, у станции не сработал один из двигателей, и она не смогла покинуть земную орбиту. Проболтавшись два месяца над нашей планетой, «Фобос-Грунт», объятый пламенем, рухнул в южной части Тихого океана, рядом с побережьем Чили.
Основная официальная версия неудачи - множественные производственные и конструкторские ошибки, допущенные при создании станции. Так уж сложилось, что разные узлы «Фобоса» собирались в разное время, разными специалистами, по разным технологиям и главное - по разным бюджетам. В результате, образно говоря, получился вертолете двигателем от мопеда.
Квалифицированные инженеры и ученые, трудившиеся в космической отрасли в советское время, давно отошли отдел, и нет ничего удивительного в том, что нынешние разработки так далеки от идеала. В НПО имени Лавочкина, которое создавало станцию «Фобос-Грунт», из 50 человек, состоящих в команде по планетной тематике, 45 - моложе 30 лет! Конечно, они энергичны, способны генерировать идеи, но реального опыта для такой работы у них немного. Точнее вообще нет, потому что запуск станции «Фобос» за последние 15 лет стал первой попыткой российских специалистов отправить исследовательский зонд к другой планете.
Примечательно, что до «Фобоса» подобный проект также предназначался для исследования Марса - это была станция «Марс-96». Она стартовала 16 ноября 1996 года, считаясь на тот момент самым тяжелым из запущенных ранее аппаратов. Разработкой проекта занималось все то же НПО имени Лавочкина, и итог того запуска оказался не менее плачевным - «Марс-96» не смог выйти на нужную траекторию полета, и станция рухнула на Землю спустя пять часов после старта.
Проект CuriosityПрактически параллельно «Фобосу» 26 ноября 2011 года с космодрома на мысе Канаверал стартовала MLS (Mars Science Laboratory) - миссия NASA по доставке на Красную планету марсо-хода нового поколения Curiosity, что в переводе на русский означает «любопытство». Curiosity представляет собой автономную химическую лабораторию, которая в несколько раз больше и тяжелее своих предшественников -марсоходов Spirit и Opportunity. Запланировано, что аппарат за несколько месяцев пройдет от пяти до 20 километров по поверхности Марса и проведет полный анализ почвы и компонентов атмосферы. Для сравнения - наш «Фобос-Грунт» должен был всего лишь доставить на Землю 100-200 граммов инопланетной «землицы». Правда, и стоимость российского и американского проектов весьма различается: 120 миллионов евро против 2,3 миллиарда долларов соответственно.
Впрочем, для нас это уже не принципиально, потому что «Фобос» Россия потеряла, а вот марсоход, построенный на деньги американских налогоплательщиков, теперь в гордом одиночестве движется к своей цели и в августе 2012 года намерен приземлиться на Красной планете. Если миссия MLS увенчается успехом, то США сделают еще один большой шаг вперед в области освоения космоса.
Помимо изучения геологии и атмосферы Марса, Curiosity должен установить, существовала ли там когда-нибудь жизнь, исследовать уровень радиоактивного излучения, а еще - найти такие вещества как углерод, водород, кислород, азот, сера, фосфор. Все это делается для подготовки к следующей цели - высадке американских астронавтов на Марс.
Возможен ли саботаж?Возвращаясь к вероятным причинам неудачи проекта «Фобос-Грунт», нельзя обойти вниманием и версию о том, что на станцию повлияли американские радары, расположенные на островах Тихого океана. По мнению специалистов, наша станция вполне могла оказаться в зоне действия мощной радиолокационной системы с атолла Кваджелейн (Маршалловы острова), и именно радары «пальнули» мегаваттным импульсом по «Фобосу», что привело к сбою в электронике. По понятным причинам публично эту версию относят к разряду экзотических и форс-мажорных. Обвинение в диверсии против российской космической программы - это своего рода разжигание холодной войны, которая по большому счету и не прекращалась.
Глава Роскосмоса Владимир Попо-вкин достаточно открыто говорит о возможном воздействии на российские космические аппараты извне: «Непонятны также частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли - там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию. Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать».
При этом вовсе необязательно прибегать к лазерам или каким-то варварским методам, если существует ряд способов сделать все чисто. К примеру, достаточно на короткий срок перехватить управление космическим аппаратом и ввести в поток команд свою. Аналогичным способом в конце 2011 года Иран сумел успешно посадить на своей территории секретный американский беспилотник Lockheed Martin RQ-170 Sentinel («Часовой»). Информация об этом стала поступать в СМИ 4 декабря, затем появились первые фотографии и видеозапись захваченного самолета. Американцы были вынуждены признать потерю связи с Sentinel, но комментарии последовали очень уклончивые, что неудивительно, ведь до конца 2009 года Пентагон отрицал сам факт существования самолета, именуемого также «Кандагарским зверем».
И если даже Иран, пусть с чьей-то помощью, перехватывает американский сверхсекретный летательный аппарат, то что говорить о потенциале США, технологическое превосходство которых во многих отраслях военных разработок становится подавляющим. Очевидно, раз у Вашингтона имелась возможность повредить «Фобос», то грех было бы ею не воспользоваться. В СССР для предотвращения таких ситуаций существовала программа подвижных средств мониторинга, позволявшая «видеть» все, что происходит с нашими космическими аппаратами в режиме реального времени. В России ничего подобного нет, и о возрождении этой системы задумались только сейчас, когда наши объекты начали падать.
И вообще, о каком космическом развитии, о какой конкуренции с Соединенными Штатами можно говорить, если перед запуском «Фобос-Грунта» на сайте Роскосмоса было опубликовано обращение к астрономам-любителям с просьбой передавать агентству информацию о полете нашей «межпланетной» станции...
Остается только надеятьсяВерсия насчет американцев и их вредительства нашей космической программе, конечно, очень красива и, по идее, удобна для руководства Роскосмоса. По сути, эта идея снимает всякую ответственность за собственные ошибки, допущенные в работе. Ни для кого не секрет, что в космической отрасли крутятся огромные деньги, и очень сложно представить, что при нынешнем уровне коррупции космонавтика так чиста, как нам бы того хотелось.
За последние 11 лет космический бюджет России увеличился в 18 раз, но, во-первых, этих средств все равно недостаточно для полноценной конкуренции с развитыми странами, а во-вторых, насколько эффективно расходуются эти деньги? В сентябре 2011 года глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что масштабная проверка отрасли выявила массу нарушений, в том числе и нецелевое использование средств: приписки, завышение стоимости работ, ничем не обоснованные премии руководству и прочее.
...Что ж, обломки станции «Фобос-Грунт» уже никогда не найдутся, да и по ним истинную причину падения аппарата определить было бы невозможно. Нам остается только надеяться, что Россия не лишится своей некогда лучшей отрасли, доставшейся от советской власти, и на других планетах еще появится наш флаг. Однако при нынешних реалиях подобное уже кажется чудом.