Переглядів: 3762
Землю сильно тряхнуло, сильнейшее извержение разнесло на куски целую гору, море встало на дыбы и затопило огромные участки суши, уничтожив удивительную цивилизацию. Отголоски древней страшной катастрофы мрачным эхом продолжали звучать сквозь века, память человеческая сохранила подробности того апокалипсиса, законсервировав перенесённый ужас в мифах и легендах.
«Благословенный» край трясло и позже. Во время извержения 1650 года в воздух взвивались языки пламени, которые были видны на Крите
Жуткий природный катаклизм трансформировался в сказания о богах и их космической борьбе. Однако ж поздние сказители вряд ли подозревали, что в основе их «сказок» лежат подлинные события, изменившие мир. И к богам эти события не имеют ни малейшего отношения. Речь идёт об извержении вулкана Стронгилы, расположенного на юге Эгейского моря.
БЕШЕНАЯ «ГОЛОВА»
Лазурная гладь Эгейского моря кого угодно может привести в заблуждение – для человеческого глаза это рай, полный умиротворения. На самом же деле – это адское место, под которым с незапамятных времён залегают геологические «бомбы замедленного действия».
Само море зародилось в результате ужасной катастрофы за 5 миллионов лет до нашей эры – гигантского содрогания земной коры, когда воды Средиземного моря обрушились на эгейский массив суши. При этом сдвиге друг об друга «тёрлись» две невообразимо огромные части планетарной коры – тектонические пласты, залегавшие под материками Африки и Евразии. Кипящая магма вырывалась из трещин между пластами, образовав множество вулканов.
Миллионы лет эти вулканы изливали потоки магмы, но к историческим временам «испустили дух», сделавшись цепью мирных островов. И только один, что на юге Эгейского моря, продолжал «упорствовать» в своём неистовстве. Древние называли его Стронгилой – «круглой головой». И именно этой бешеной «голове» древний мир обязан многими бедами.
ОПЕРЕДИВШИЕ БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Впрочем, Стронгила не всегда проявляла свой нрав, точнее – не всегда бывала столь разрушительной. С ворчащей под боком горой вполне можно было ужиться, тем более что остров Фера, на котором располагался своенравный вулкан, имел чрезвычайно выгодное расположение – на перекрёстке важнейших торговых путей, служа ключевым перевалочным пунктом между Критом и греческим материком и для всего восточного Средиземноморья.
Таинственная цивилизация острова Фера уже в бронзовый век достигла такого уровня материального комфорта, какому и сегодня многие общества могут только позавидовать. Феряне строили большие прочные многоэтажные дома, порой в четыре этажа. У них имелись комнаты для омовений с личными ваннами, каменные уборные, канализация с хитроумной системой сточных каналов, проходивших под городскими улицами. Здесь кипели ремёсла и бурлила торговля, процветало удивительное изобразительное искусство, настолько совершенное, что и сейчас такого уровня не всякий художник может достигнуть. И всё это исчезло в один миг...
УЖАС В ЛЕГЕНДАХ
Одним из первых, кто начал собирать древние сказания о том катаклизме, был греческий поэт Гесиод, живший в VIII веке до н. э. Вернее, он собирал легенды о борьбе богов. Эти сказания легли в основу «Теогонии», одного из главных произведений Гесиода. Но если взглянуть на них современным взглядом, то можно обнаружить весьма точные описания природной катастрофы. Например, битва между Зевсом и чудовищным порождением Геи – Тифоном, по сути, есть не что иное, как описание извержения вулкана, землетрясения и цунами:
Жаром сплошным отовсюду и молния с громом, и пламя
Чудища злого объяли фиалково-тёмное море.
Всё вкруг бойцов закипело – и почва, и море, и небо.
С рёвом огромные волны от яростной схватки бессмертных
Бились вокруг берегов, и тряслась земля непрерывно.
В других легендах описываются дрейфующие острова, бороздящие моря. Вероятно, это отголоски воспоминаний о глыбах пенообразной лавы, излившейся из жерла вулкана. Эти глыбы обычно довольно лёгкие и вполне могут дрейфовать на поверхности вод.
Отдельные учёные считают, что отзвук взрыва Строгилы погубил минойскую цивилизацию на Крите, а исследователи Библии утверждают, что это извержение вызвало мощную приливную волну, что позднее отразилось в библейском рассказе о расступившихся водах Красного моря.
Описания страшны, воспоминания искажены и мифологизированы. А что же на самом деле случилось с островом Фера?
РЕАЛЬНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
О том, что древний мир когда-то содрогнулся от небывалой катастрофы, учёные знали давно. И даже вычислили более-менее точную дату. Анализ древних образцов древесины от Ирландии до Калифорнии показал, что в 20-х годах XVII века до н. э. рост деревьев был приостановлен в результате охлаждения Земли, вызванного, скорее всего, пепельным облаком. В образцах, взятых из гренландских льдов, обнаружен повышенный уровень кислотности, относящийся к 1645 годам до н. э. – плюс-минус двадцать лет, указывающий на повышенную вулканическую активность какой-то части света. Но какой?
Когда начались раскопки на Фере, всё стало на свои места. Раскопки показали, что кусочки древесины и семена, сохранившиеся под завалами пепла, относятся ко времени не позже 1600 года до н. э. Так время и место грандиозной драмы было определено.
По крупицам была собрана информация и о самой катастрофе. Взрыв Стронгилы был настолько мощным, что его внешние стенки обрушились. Морские воды устремились в образовавшийся новый бассейн. Там, где раньше был центр Феры, теперь плескалось море. От островного массива отделилась северо-западная часть, образовавшая позже остров Ферасию. Сама Фера перестала быть Ферой и стала Санторином. Последующие извержения привели к образованию ещё двух других островов.
КУДА ИСЧЕЗЛИ ФЕРЯНЕ?
Одна из главных загадок Феры – полное отсутствие скелетов и драгоценностей под слоем пепла. Это даёт возможность предположить, что феряне, скорее всего, распознав приближение катастрофы, сумели уплыть на кораблях, прихватив лишь самые ценные вещи.
Взрыв Стронгилы, без всякого сомнения, случился не вдруг, ему предшествовал ряд «подготовительных» землетрясений, достаточно сильных, чтобы разрушить дома. Археологи обнаружили свидетельства прерванных попыток чинить повреждённые стихией жилища. В одном из помещений были даже найдены чаны ремонтников, приготовленные для покрытия заново построенных стен.
Однако эти брошенные чаны и оставленные на местах инструменты указывают на то, что люди всё-таки ждали чего-то более страшного и бросили инструменты сразу же, как только раздался призыв покинуть остров.
До сих пор неизвестно, спаслись ли феряне, и если да, то куда они доплыли на своих кораблях. Исследователи, правда, не питают иллюзий насчёт счастливого спасения: катастрофа была настолько мощной, что даже на море спасения не было – от цунами, огня и водоворотов. Недаром у соседних народов не сохранилось никаких данных о приплывших кораблях ферян и вообще об этом народе.
Погребённая под слоем пепла и лавы прежняя Фера более 3 500 лет пребывала в абсолютном забвении. Хотя не осталась необитаемой навсегда.
ЗАГАДКА ЛАСТОЧЕК
Спустя столетия здесь объявились новые поселенцы, построившие жилища поверх пепла. Кто они были – неизвестно. Историк Геродот в V веке до н. э. рассказал легенду, древнюю уже в его времена, о том, как новая Фера стала частью греческого мира.
Когда Зевс похитил царевну Европу, её братья кинулись на поиски. Один из них, Кадм, остановился на Фере и воздвиг святилище Посейдону. Он оставил там часть своих финикийских товарищей. Финикийцам удалось продолжить свой род, объединившись с ферянами-поселенцами, и процветать в течение восьми веков, пока Спарта не наложила руку на этот особенный остров.
Однако древний ужас по-прежнему давал о себе знать. Хотя Стронгила взлетела на воздух, здесь образовался новый действующий вулкан. А историк Страбон даже описал в 197 году до н. э. ещё одно мощное извержение, которое исторгло новый остров из подземного вулканического очага: «На полпути между Ферой и Ферасией из моря внезапно вырвалось пламя и держалось в течение четырёх дней, так что всё море вокруг кипело и пылало; пламя извергло остров...». Этот остров сохранился до наших дней и называется он Палеа Камени.
«Благословенный» край трясло и позже. Во время извержения 1650 года в воздух взвивались языки пламени, которые были видны на Крите, туда же мощная приливная волна отнесла флот турок-завоевателей. Между 1866-м и 1950 годом было отслежено пять периодов вулканической активности в этом регионе, результатом чего стал новый остров Неа Камени.
Ядовитые испарения из новой «стронгилы» просачиваются до сих пор, и, быть может, правы были ласточки, что отказались жить в этом опасном раю? Речь идёт об обнаруженной во время раскопок в одном из ферянских домов знаменитейшей фреске, названной «Приход весны», где на фоне пейзажа древней Феры изображены ласточки. Однако они принципиально не селятся на Фере уже сотни и сотни лет, хотя на всех соседних островах водятся и сегодня.
Что навсегда отпугнуло ласточек от острова Фера, включив внутренний механизм, перестроивший миграционные привычки этих птичек? Ответ очевиден...