Переглядів: 3349
Старейший из известных ныне храмовых комплексов в мире Гебекли-Тепе, возможно, никогда не был культовым сооружением. Канадский археолог решил оспорить теорию своего немецкого коллеги Клауса Шмидта о том, что капище эпохи неолита населяли шаманы. По его мнению, там обитала дикая орда охотников на мамонтов и других доисторических животных.
Гёбекли-Тепе (Göbekli Tepe), что по-турецки означает "Пузатый холм", а по-армянски "Пуповинная гора", — это целый храмовый комплекс, расположенный на самой высокой точке горного хребта в 15 километрах к северо-востоку от древнего города Эдесса, где сейчас расположен турецкий город Шанлыурфа (Şanlıurfa). Это крупнейшее мегалитическое сооружение в исторической Западной Армении ориентировочно было воздвигнуто 12,5 тысяч лет назад. В VIII тысячелетии комплекс, по всей видимости, потерял свое прежнее значение. Он был целенаправленно и полностью засыпан землей.
С октября 1994 года здесь ведут раскопки специалисты Немецкого археологического института и их турецкие коллеги. Известный немецкий археолог Клаус Шмидт (Klaus Schmidt) по причине отсутствия в этих местах каких-либо постоянных поселений, пришел к выводу, что Гебекли-Тепе был храмовым комплексом. Может, даже священным местом, куда стремились паломники. Своеобразным аналогом древнегреческой Олимпии или храма в Дельфах. Следовательно, сооружения эпохи раннего неолита являются самым древним святилищем и храмом.
На монолитах отсутствуют надписи, но они украшены рельефами в виде животных и абстрактными пиктограммами, вполне возможно, священными символами, какие находят в пещерах времен неолита. Т-образные колонны, некоторые из которых достигают семиметровой высоты, вырезаны из цельного куска. Шмидт интерпретировал их как "воплощение таинственного существа". Немецкий археолог предполагает, что безымянными богами, которых почитали охотники каменного века в старейшей каменной храмовой постройке мира на Гебекли-Тепе, могли быть загадочные Аннунаки.
На Т-образных больших каменных столбах, весом до 50 тонн, можно увидеть искусно выполненные рельефы, изображающие львов (возможно также, что это тигры или леопарды), быков, диких кабанов, змей и прочих рептилий, ибисов и скорпионов, лис, газелей, коршунов, журавлей. На одном относительно маленьком изображении Шмидт распознал безголового человечка с эрегированным пенисом. Человекообразные существа на столбах редко изображены с руками и ногами, и всегда без глаз, носа и рта.
Археолог из Университета Торонто Тед Бэннинг (Ted Banning), напротив, утверждает, что постройки Гебекли-Тепе в Турции служили домами для людей, а не для богов. Ученый обратил внимание на якобы археологические свидетельства активной повседневной деятельности человека на этой территории, в частности, на места для приготовления пищи. В интерпретации канадского археолога постройки Гебекли-Тепе были общинными домами, наподобие жилищ индейцев северо-западного побережья Северной Америки, о которых писал знаменитый французский антрополог Клод Леви-Стросс (Claude Lévi-Strauss).
"Есть множество этнографических свидетельств, что на декоративное оформление жилых зданий и помещений расходовались большие средства и затрачивались усилия, в ознаменование подвигов предков, в прославление происхождения или великодушия вождя или в память о других памятных событиях", — говорит Бэннинг, чьи слова цитирует сайт dnaindia.com.
Большая часть Гебекли-Тепе пока остается под землей, и Бэннинг выражает надежду, что дальнейшие раскопки прольют свет на назначение этих сооружений, а археологи не будут принимать декоративные украшения как свидетельство принадлежности постройки к культовым зданиям.
"Вероятно, в некоторых из этих домов проходили религиозные ритуалы, в том числе, культовые праздники, похороны, обряды инициаций, — пишет Бэннинг на страницах интернет-портала physorg.com. — И все же нет оснований предполагать, что такие здания, даже столь впечатляющие, как Гебекли-Тепе, не являлись домами для людей".
Ставить точку в споре двух специалистов, безусловно, рано, но версия Клауса Шмидта кажется более привлекательной не только потому, что она менее приземленная, чем у канадца. В науке не должно быть нравится или не нравится. Это не игра в фанты. Есть несравнимое очарование, которое переживает любой человек, побывавший на Гебекли-Тепе. После этого затруднительно представить себе, что на месте капища жила орда воинственных охотников, а не компания утонченных и образованных шаманов.