Переглядів: 5461
Мф об аргонавтах, микенская эпоха, похож на исторический роман со сказочными украшениями: под предводительством Ясона аргонавты, славные герои Эллады, отправляются на корабле «Арго» за золотым руном из фессалийского Иолка в Колхиду на Черном море. По пути они переживают множество фантастических приключений, прежде чем Ясону с помощью волшебницы Медеи удается заполучить шерсть золотого барана. Является ли миф об аргонавтах прославлением истоков европейского мореплавания?
Крито-микенская культура возникла в самом начале истории Древней Греции. О ней сегодня свидетельствует дворец Миноса в Кноссе и развалины Микен.
Бесстрашные аргонавты — отцы тех героев, которые впоследствии будут осаждать Трою.
Знаменитые Львиные ворота вместе со стеной циклопов считаются символом Микен. Стоявший на морском побережье город в Арголиде в XVI в. до н. э. переживал эпоху расцвета. По преданию, он был основан Персеем и служил резиденцией Агамемнона.
Одна из самых неясных эпох в западноевропейской культуре — микенская. Когда в 1874 г. Генрих Шлиман начал раскопки в греческой провинции Арголиде и в 15 км от моря обнаружил развалины микенской крепости, всем исследователям древности пришлось полностью менять свое представление о мире. Раньше они датировали истоки античной истории Европы приблизительно 800 г. до н. э., теперь — около 1800 г. до н. э., когда возникли индогерманские поселения древних греков, а в XVI в. уже возводились первые дворцы. Около 1550 г. до н. э. в восточной части Пелопоннеса, видимо, уже существовало могучее царство, достигшее между 1500 и 1350 гг. своего расцвета. В древнем городе Орхомене была купольная гробница диаметром 14,5 м, сложенная из камня без применения цемента, которая до строительства знаменитого римского Пантеона (120 г.) была крупнейшим купольным сооружением в мире. В этом царстве правили могущественные цари, о которых по сей день неизвестно ничего определенного и чьи имена знакомы лишь по мифам: Персей, Пелопс, Атрей и Агамемнон. По преданию, предками этих блистательных героев были боги.
Именно эти божественные компоненты чрезвычайно осложняют наше понимание истории Древней Греции. Что тут миф, а что реальность? Видимо, греки не видели существенной разницы между этими понятиями. И поэтому нельзя счи- 9 тать древние легенды чистым вымыслом. Скорее, это своего рода исторические романы. Для ранних греков это была историография. Поэтому события, представляющиеся легендарными, можно выстроить во времени и пространстве, при условии, что исследователи мифов видят достаточные основания для этого. Вообще легендарное прославление присуще отнюдь не только ранним европейским культурам. Так, уже в наше время возникло множество легенд об освоении американского Дикого запада, в которых прославляются действия завоевателей, героических, но порой весьма неоднозначных личностей. Их историческая достоверность более чем сомнительна, хотя в основе многих из них лежат реальные события, Такие фигуры, как Дэвид Крокет, Баффало Билл или Дэниэл Бун, существовали в действительности. Их приключения, описанные в романах и изображенные в кинофильмах, являются легендами и тем не менее дают представление об их мире и эпохе. Подобным же образом обстоит дело и с греческими мифами.
В колоритнейших частях Пелопоннеса прошлое и настоящее, миф и история нерасторжимо переплетены. Гористая местность с плодородными долинами и морским побережьем на протяжении веков оставалась центром великолепной микенской культуры.
Навплия в Арголидском заливе своим именем обязана мифическому основателю города Навплию, который был сыном Посейдона и отличился в искусстве мореплавания. Город превратился в значительный морской порт и, согласно легенде, был причастен к путешествию аргонавтов.
Пресловутая крупица правды
Миф об аргонавтах — самый ранний из крупных циклов древнегреческих мифов. Его действие происходит около 1300 г. до н. э., в микенскую эпоху. Его герои — отцы тех легендарных воинов, которые осаждали Трою. Предводителем аргонавтов был Ясон, кормчим — Тифий, лоцманом — зоркий Линкей. На веслах сидели сыновья богов и другие легендарные герои: Геракл, Кастор и Полидевк, сыновья Зевса; Пелей — отец Ахилла и Теламон — отец Аякса; Нелей, Адмет, Мелеагр; певец Орфей — сын Аполлона; Менетий и Гилас, Тесей, впоследствии афинский царь... Не кто иные, как боги Зевс, Посейдон, Гера и Афродита, помогали аргонавтам в трудных ситуациях.
Первыми создателями письменных сказаний об аргонавтах считают Эвмена из Коринфа, позже, около 700 г. до н. э. — сказителя Гесиода из Беотии, первого грека — поэта, выступившего под своим именем, а еще позже, в VI в. до н. э. — Эпименида с Крита. «Арго» — так назывался корабль, на котором аргонавты совершили путешествие из Греции до Колхиды на восточном побережье Черного моря. Уже этого было достаточно, чтобы сохраниться в памяти человечества, — началось европейское мореплавание, которому древние греки учились у финикийцев. Первые греки, добравшиеся до Черного моря, как предполагают некоторые историки, занимались пиратством или поисками новых торговых партнеров.
В развалинах Микен, центра микенской культуры, были найдены шахтовые гробницы с золотыми масками, украшениями, драгоценными сосудами и оружием.
V До того как немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал в 1876 г. Микены и вскрыл царские захоронения, к эпическим поэмам Гомера относились как к плоду творческой фантазии, и только. Богатейшие археологические находки свидетельствовали о могуществе Микен и развитой торговле с отдаленными городами и странами.
В доисторическое время ахейцы, создатели микенской культуры, расселялись на юго-востоке, западе и северо-востоке Пелопоннеса, покоряя коренное население. Скоро их внимание привлекло море, и они стали опытными и мужественными мореплавателями.
Легендарный корабль с 50 гребцами, на котором аргонавты отправились в Колхиду, назывался «Арго».
Завязкой действия в сказании об аргонавтах послужил спор о престолонаследии в Иолке. Этот центр микенской Фессалии был исторической реальностью. Город Иолк находился в непосредственной близости от нынешнего города Волоса. В период с 1956 по 1961 г. археологи обнаружили там остатки дворца как раз того времени, к которому относится действие мифа об аргонавтах. По легенде, Иолк был основан Кретеем, чей сын Эсон имел двух сыновей — Ясона и Пелия. Ясон был законным наследником престола, но пока в дальних краях кентавр Хирон воспитывал из него героя, умер отец, и власть захватил его младший брат. Вернувшись в Иолк, Ясон потребовал, чтобы тот передал ему принадлежащее по праву царство. Пелий притворно пообещал выполнить требование Ясона, при условии, что он доставит из населенной колхами страны Эи останки некоего Фрикса и шкуру золотого барана — знаменитое золотое руно, подаренное Фриксом своему отчиму, королю колхов Ээту. Покойный Фрикс якобы явился Пелию во сне и просил оказать ему эту услугу, чтобы умилостивить его душу. Честь совершить этот подвиг Пелий решил предоставить своему брату Ясону. На самом же деле он был уверен, что Ясон никогда не вернется из опасного путешествия в Колхиду. Однако Ясон отлично подготовился к путешествию. Арго, лучший строитель Греции, с помощью богини Афины соорудил надежный корабль, рассчитанный на 50 гребцов и названный его именем. Он был построен у подножья горы Пелион. Это легендарное место реально существовало. Археологи идентифицировали его с античной Нелеей, расположенной против города Волос на полуострове. Здесь, помимо всего прочего, нашли черепки амфоры с изображением многовесельных судов.
Жизнерадостные цветные фрески, изображающие людей и растения, украшают дворец легендарного царя Миноса в Кноссе. Эпоха развитой минойской культуры на Крите закончилась около 1200 г. до н. э. Еще за 200 лет до того микенские ахейцы с материка захватили остров.
Штормовой ветер сначала пригнал аргонавтов на остров Лемнос, где жили одни женщины, из ревности перебившие у себя всех мужчин за год до прибытия аргонавтов. Гипсипила, дочь царя, предложила Ясону жениться на ней и стать царем Лемноса, однако он отклонил предложение. Затем ветры прибили «Арго» к острову Кизик, на котором жили два племени: миролюбивые долионы и дикие шестирукие чудовища. Долионы устроили пир для аргонавтов, и те поплыли дальше. Но встречный ветер ночью снова пригнал корабль к Кизику. Долионы не узнали давешних гостей, а те, в свою очередь, думали, что причалили к фригийскому побережью. Между недавними друзьями завязалась ожесточенная ночная схватка, в ходе которой Ясон убил царя долионов. Когда утром стало ясно, что произошло несчастье, аргонавты приняли участие в торжественном погребении.
Минойская эпоха дала замечательных мастеров: строителей дворцов и в прикладном искусстве. Они создавали изящнейшие керамические изделия разнообразной формы. Богато украшенные глиняные сосуды, подчас выше человеческого роста, служили для хранения оливкового масла, вина и зерна.
Дальнейшее плаванье привело «Арго» в город Киос в Вифинии, где жили мисии. После забавного приключения в глубине острова от корабля отстали герои Геракл и Полифем.
Не столь добродушными, как мисии, оказались бебрики, в страну которых попал затем «Арго». Их царь Амик, большой любитель кулачного боя, захотел померяться силами с аргонавтами, прежде чем они отправятся дальше. Принявший вызов Полидевк насмерть сразил Амика в поединке. Из кровавого столкновения с бебриками отважные мореплаватели вышли победителями.
Пройдя Босфор, «Арго» приплыл в страну царя Финея, который злоупотребил своим даром предсказателя и был за это дважды наказан богами. Они ослепили его и напустили на него зловонных птиц гарпий, которые похищали у Финея пищу и портили ее нестерпимым смрадом. Оракул предсказал истощенному царю Финею, что его могут спасти лишь сыновья Борея. Среди аргонавтов были два крылатых сына Борея — Зет и Калаид, они и отогнали навсегда мерзких тварей. В знак благодарности Финей рассказал о пути, который предстояло проделать мореплавателям, и дал советы, как избежать опасностей. Им встретятся Симплегады, две плавучие скалы, ритмически сближающиеся, сплющивая попавшие между ними корабли. Если аргонавтам удастся миновать Симплегады, они попадут на берег мариандинов неподалеку от входа в подземное царство, затем в страну воинственных амазонок и в страну халибов, жители которой добывают железо. А перед прибытием в Колхиду им предстоит еще миновать опасный водоворот Фасис.
Колдовство указало верный путь
Благодаря помощи Афины кораблю удалось проскочить через сблизившиеся Симплегады. Мимо берега, населенного амазонками, которые вели свое происхождение от бога войны Ареса, аргонавтов пронес попутный ветер.
Повидав разные страны, мореплаватели очутились возле острова, где хозяйничали отвратительные большие птицы Стимфалиды, которые роняли с воздуха тяжелые острые перья и потому были смертельно опасны. Героям удалось громкими криками разогнать стаю этих чудовищ.
Гурния — хорошо сохранившийся позднеминойский город на Крите, переживший свой расцвет примерно 1600 г. до н. э. Планомерно проложенные узкие мощеные переулки некогда охватывали все поселение, состоящее из жилых домишек, небольшого дворца на холме и святилища.
На острове аргонавты встретились с двумя сыновьями Фрикса, который в свое время привез царю золотое руно. Ясон приветствовал их как племянников. Братья отправлялись из Колхиды в город Орхомен, чтобы забрать богатства недавно скончавшегося отца, но потерпели кораблекрушение.
Древний Орхомен археологи тоже обнаружили. Его развалины находятся в Беотии, примерно в 20 км от побережья, и жили там минии. Царский дворец свидетельствует о том, что в микенскую эпоху это был один из главных центров. Раскопки ведутся сейчас полным ходом.
Сыновья Фрикса сопроводили аргонавтов в Колхиду. Там дракон охранял висящее на могучем дубе золотое руно. Сначала Ясон попросил Ээта добровольно отдать им шерсть барана. Это привело царя в ярость. Желая погубить Ясона, он предложил ему вспахать поле на медноногих огнедышащих быках, засеять его зубами дракона и одолеть могучих воинов, которые мгновенно вырастут из этих зубов. Если ему все это удастся совершить, он сможет взять золотое руно и увезти его на родину.
С помощью Эрота цель достигнутаApг, один из сыновей Фрикса, предложил Ясону вступить в союз с его тетушкой волшебницей Медеей, дочерью Ээта. Медея, благодаря козням Эрота страстно полюбившая Ясона, приготовила для него волшебное зелье, с помощью которого помогла выполнить казавшееся невыполнимым задание. Ээт разгадал заговор, и Медея опасалась мести, которая может обрушиться на нее и Ясона. На рассвете Ясон с Медеей отправились в рощу Ареса, где дракон стерег золотое руно. Сладкими песнопениями и волшебным снадобьем Медея усыпила чудовище, и Ясон смог снять с дуба сияющее золотом руно. Той же ночью Ясон и Медея бежали на «Арго», и корабль вышел в море. Однако Ээт направил в погоню за аргонавтами колхов под началом своего сына Апсирта, брата Медеи. Хитростью Медея завлекла брата в ловушку, где Ясон убил его. От сознания своей вины за злодейское убийство Медею и Ясона могла освободить только волшебница Кирка, поэтому по дороге домой аргонавты посетили остров, где она жила. Никак не одобряя содеянного, Кирка — тетушка Медеи — все же освободила раскаявшихся убийц от угрызений совести. Но Ээт послал вдогонку за беглецами вторую половину флота колхов, что заставило Ясона и Медею поторопиться со вступлением в брак. Произошло это в стране феаков и позволило гостеприимному царю феаков Алкиною не отправлять Медею к отцу.
Страшная месть МедеиПосле дальнейших приключений, которые привели аргонавтов в Ливийскую пустыню и в царство страшных адских псов, летающих Парций, им удалось наконец через Крит добраться домой, в Иолк. Однако Пелий, уверенный, что Ясон никогда не вернется, вовсе не собирался уступать брату престол. Ясону и Медее пришлось бежать в Коринф. Там они прожили десять лет в мире и согласии, и Медея подарила своему супругу трех сыновей. Но семейное счастье оказалось недолговечным. Ясон влюбился в Главку, молодую и привлекательную дочь коринфского царя Креонта, и потребовал от Медеи развода. Для видимости она согласилась, но задумала страшную месть. Она послала сопернице пропитанное ядом одеяние, и та сгорела заживо вместе с отцом, пытавшимся спасти ее. После этого Медея собиралась убить Ясона и затем себя, но у нее на мгновенье помутился разум, и по ошибке она убила собственных детей. Потом она унеслась по воздуху на волшебной колеснице, запряженной крылатыми драконами. В отчаянии от гибели сыновей Ясон сам лишил себя жизни.
Трагичность ситуации нарастает по мере развития мифа об аргонавтах. Не исключено, что у Ясона, Медеи и других персонажей мифа были реальные прототипы, однако их жизнь навсегда скрыта за темным пологом истории. Но вот что касается тех мест, где разыгрывались подлинные или вымышленные события, то там трудоемкая кропотливая работа археологов принесла свои плоды, и частично их теперь можно реконструировать.