Переглядів: 4615
Оракулами древние греки именовали те места, где оглашались различного рода предсказания. Места эти обычно отличались какими-то особенностями, благодаря которым тут же основывался и храм, посвященный тому или иному божеству.
Так, самым знаменитым в древней истории считался оракул, находившийся в святилище Аполлона, на склоне известной горы Парнас, в древнегреческом городе – Дельфы.
Святилище Аполлона в Дельфах
По преданию, храмовый комплекс свыше 3000 лет назад основал сам Аполлон. Именно здесь в юности он совершил свой первый подвиг – убил огромного змея Пифона, пожиравшего окрестное население, в особенности юных дев.
В погоне за чудовищем бог наткнулся на огромные подземные пещеры, давшие впоследствии название данному месту; древнегреческое слово «дельфос» в переводе и означает «пещеры». В подземелье Аполлон обнаружил целебный Кастальский источник, а также – таинственные расщелины, из которых периодически исходили пары, обладавшие магическими свойствами. Один из местных жителей, надышавшись этими парами, сначала впал в кому, а потом, очнувшись, обрел способность рассказывать своим соседям о том, что случится с ними в жизни.
Самое интересное, что уже в наши дни геологи, проведшие исследования местных недр, и в самом деле обнаружили глубокие вулканические расселины, из которых некогда исходили сернистые газы, и в самом деле способные одурманить и даже умертвить неосторожного человека.
Так что Аполлон принял мудрое решение. Он не только приказал возвести рядом с пещерами и источником храм, но и обучил храмовых служителей технике безопасности, а также искусству толковать будущее. Ведь, кроме всего прочего, один из главных богов Античности считался не только покровителем искусств, но еще и богом прорицательства.
Еще одна деталь: Аполлон, имевший опыт общения со своими ученицами-музами, пришел к выводу, что для роли пророчиц женщины подходят лучше, чем мужчины, благодаря более тонкой нервной организации и образному мышлению.
Будущие пророчицы, называемые пифиями, воспитывались в его храме и должны были обязательно быть девственницами. Считалось, что пифия, вступившая в плотскую связь с мужчиной, теряет свой дар, а потому она безжалостно изгонялась из храма. А потому, хотя изрекала предсказания обычно уже зрелая женщина, одеваться она должна была в девичьи одежды.
Предсказание всегда начиналось с ритуала. В определенный день, на заре, жрица-вещательница окуналась в Кастальский источник. Затем возвращалась в храм и садилась на золоченый треножник, находившийся у расщелины. Потом она выпивала воду из родника Кассотис, жевала листья священного лавра и вдыхала заветные пары. Вскоре она впадала в транс, доходивший до экстаза. Вот тогда-то к ней и приходили видения будущего.
Правда, откровения вещательницы, впавшей в своего рода наркотический транс, часто носили смутный, трудно улавливаемый смысл. Зачастую они просто что-то бормотали себе под нос, а то и шипели, подобно змеям-пифиям – младшим сестрам мифического Пифона.
Но тут уж за дело брался «обслуживающий персонал». Обычно это были жрецы-мужчины. Это они по жребию определяли, чей черед обратиться к пифии со своей просьбой, они и же толковали ее ответ, для большей благозвучности облекая его в стихотворную форму.
Уже к VI веку до н. э. слава Дельфийского оракула стала столь велика, что понадобилась уже не одна, а две пифии, а потом и три. Предсказания совершались уже не в строго отведенные для этого дни, а чуть ли не ежедневно.
Желавших узнать судьбу было так много, что никто уже не обращал внимания на неясность и двусмысленность пророчеств: каждый толковал их, как ему хотелось. И, понятное дело, значительная часть предсказаний не сбывалась. Но об этом быстро забывали. А вот те, что сбывались, запоминались надолго, в особенности если они были из ряда вон выходящими.
Так сохранилась легенда о том, как было сделано предсказание для Креза.
Имя этого лидийского царя в то время уже стало синонимом богатства. Но, как известно, богатые тоже иногда плачут. Единственный сын Креза оказался немым от рождения. Каких только лекарей ни звал к ребенку отец, каких только денег ни платил! Мальчик молчал… В отчаянии Крез отправил к Дельфийскому оракулу послов с богатейшими дарами. Пророчество пифии оказалось странным:
Многих народов властитель, о Крез неразумный!
К горю ты своему пожелал голос сына услышать.
Лучше бы сын твой немым навеки остался.
Горьким станет тот день, когда уста он откроет!
Крез пришел в недоумение. Конечно, он слышал, что предсказания пифии частенько оказываются невнятными. Но тут же, казалось, все понятно – предсказание говорило о том, что мальчику лучше оставаться немым. Как такое может быть?
Впрочем, довольно скоро все прояснилось. Во время войны с персами Крез потерпел жестокое поражение от персидского царя Кира. И тот разрешил своим воинам, грабившим столицу Лидии город Сарды, убивать любого встречного, кроме самого Креза. Но не все же персы знали лидийского царя в лицо! Один из них, наткнувшись случайно на поверженного правителя, уже занес над ним меч, но в это время на руке его повис мальчишка.
– Воин, не убивай Креза! – закричал он.
Это и были первые слова сына лидийского царя, обретшего от страха за отца способность говорить. Но пифия оказалась права: в тот день Крез потерял не только власть, богатство, но и свободу.
Впрочем, все, как известно, имеет свое начало и свой конец. В 390 году н. э. после многочисленных разрушений и разграблений прекратил свое существование и Дельфийский оракул.
Однако безжалостное время не смогло уничтожить древние Дельфы бесследно. И туристы все еще могут увидеть развалины храма Аполлона, сохранившиеся до наших дней. А местные гиды утверждают, что если ровно в шесть часов вечера встать лицом на восток, отрешиться от всех дневных забот и постараться прислушаться к себе самому, то каждый может найти верный ответ на интересующий его вопрос.
Дельфийский храм, кстати, был вовсе не единственным в своем роде. Кроме него имелись и другие святилища, где можно было получить то или иное предсказание. Служительниц этих храмов греки называли сивиллами, римляне – сибиллами.
Само же слово «сивилла» произошло от имени первой предсказательницы, которая упоминается в античных мифах, – дочери царя Дардана и его супруги Несо. Впрочем, легенды гласят также, что настоящим отцом девушки, как и в случае с Иисусом, был не земной царь Дардан, а сам бог Зевс, отчего и появилось второе имя Сивиллы – Зевса.
В одном из старейших мифов об Аполлоне упоминается первая древнегреческая сивилла – Герофила. Позже появились и другие прорицательницы, которых называли просто по местам их обитания – городам и местностям: эритрейская, фригийская, тибуртинская, колофонская, самосская, римская, персидская, халдейская, египетская, палестинская и т. д.
Одно время наиболее знаменитой считалась кумская (куманская) сивилла. Город Кумы, расположенный на территории нынешней Италии, в древности являлся греческой колонией. И по преданию, самая первая сивилла из храма Аполлона в Кумах получила дар прорицания напрямую от самого этого бога.
Научив девушку предсказывать будущее, Аполлон поинтересовался, что дать ей в награду за этот нелегкий труд.
Девушка попросила:
– Дай мне долголетие! Я должна еще многому научиться.
И Аполлон сделал свою ученицу практически бессмертной. Но она, увы, со временем состарилась, поскольку вместе с долголетием не догадалась попросить вечную молодость. И превратилась в кошмарную старуху, еле передвигавшую ноги.
Устав от такой жизни, она попросила учителя о новой милости – прекратить ее муки и отправить ее в царство Аида, бога мертвых. Аполлон сжалился, но в царство Аида ученицу все же не отпустил, а забрал к себе на Парнас и напоил священной амброзией. Старуха снова превратилась в девушку, правда, прежнюю красоту так и не обрела. Говорят, что с тех пор и невзлюбили сивиллы красивых юных дев, предрекая, что красота – страшная сила и от нее все напасти.
До наших дней дошли в основном имена и предсказания 12 сивилл. Далеко не все их предсказания попадали в цель. Например, персидская сивилла прославилась пророчествами о всемирном потопе, а также о всемирном пожаре. Как известно ни то, ни другое бедствие так и не случилось.
Единственное, что тут можно сказать в утешение: сивилл продолжали почитать и в последующие времена. Послушать их приезжали даже римские императоры, хотя вряд ли им доставляли удовольствие большинство прогнозов.
Вот вам несколько примеров пророчеств, взятых у разных сивилл, можно сказать, наудачу.
…Не знаю я сама, что говорю;
Однако Бог велит сказать вам это.
Когда начнется землетрясение и страшный грохот,
Молнии и раскаты грома, а также ливни и град,
Весь мир с множеством людей, исполненный злобы,
Будет убивать друг друга…
Так начинает один из своих прогнозов Ливийская сивилла. Однако поскольку ни сама сивилла, ни тот, чьим глашатаем она является, не уверены, что сумеют удержать своим предостережением людей от очередной бойни, то…
…В большом смятении
Бог пошлет голод и эпидемии,
Которые вопреки справедливости
Вынесут свой приговор…
А в итоге дело дойдет до того, что «удивится человек, если он нечаянно наткнется на след человеческий».
Не лучше и пророчества Иудейской сивиллы Саббы, которую иногда также называют Вавилонской или Египетской:
«И с неба на землю летят огненные мечи, и ночной пламень вспыхивает, сверкая, врезается в середину сражающихся мужчин. И в те дни содрогнется мать-земля от руки Бессмертного и рыба в глубинах морских…»
Не отстает от своих коллег и одна из Дельфийских сивилл, утверждая, что вскоре придет вечная погибель Вавилону, а
…Там, где стоишь ты, Египет, тебя теперь
Настигнет безумно страшный удар,
Какого ты никогда не ожидал…
И так далее, и все в том же духе. Потом, правда, тех, кто случайно уцелеет, ждет «счастливая жизнь в счастливое время». Но что-то это время все никак не наступит. Вон даже коммунизм нам перестали обещать…
Так что, как видите, сивиллы (или сибиллы) – эти «легендарные прорицательницы, упоминаемые античными авторами», как пишет о них энциклопедия, – мало чем отличались от других древних пророков. Ничего хорошего от них, как правило, ждать не приходилось.
Станислав Славин