Переглядів: 3120
Результаты первого научного бурения вечной мерзлоты на шельфе моря Лаптевых подтверждают, что подводная мерзлота в Северном Ледовитом океане уже начала разрушаться - ее таяние может привести к резкому росту выбросов метана, усилению парникового эффекта и, возможно, к катастрофическим изменениям климата, заявил председатель Дальневосточного отделения РАН, академик Валентин Сергиенко на российско-немецком семинаре по проблемам эволюции природной среды, открывшемся в пятницу в Новосибирске.
В проекте по бурению в море Лаптевых участвовали шесть российских и три зарубежных научных центра. Буровые работы велись с борта исследовательского судна "Академик Лаврентьев", общая стоимость проекта составила 30 миллионов рублей. При этом во время зимнего бурения в 2012 году в 300 километрах от берега впервые в Арктике была использована технология электромагнитного зондирования, а также использовались роботы для исследования поведения пузырей метана в толще воды.
По словам Сергиенко, исследователи впервые обнаружили на мелководном восточно-сибирском шельфе многокилометровые борозды. Возможно, при подтаивании нижнего слоя их процарапывают нагроможденные льды. Подводные аппараты зафиксировали исходящие из этих борозд мощные потоки метана, а на глубинах до 100 метров обнаружены многокилометровые поля этих "фонтанов", что представляет серьезную климатическую угрозу.
В арктической вечной мерзлоте в связанном виде содержится большое количество метана. Кроме того, значительные запасы этого газа содержатся в океане в форме газовых гидратов. Потепление климата и таяние мерзлоты приводит к выходу метана, который является в десятки раз более мощным парниковым газом, чем углекислота. В свою очередь, потепление высвобождает новые объемы метана, и процесс климатических изменений может стать необратимым и неуправляемым, как выстрел из огнестрельного оружия - об этом гласит так называемая "гипотеза метангидратного ружья".
Содержание метана в грунтовых водах скважин достигает 10-40% и выше по результатам бурения в апреле 2012г.
Фото: Дальневосточное отделение РАН
Содержание метана в грунтовых водах скважин достигает 10-40% и выше по результатам бурения в апреле 2012г.
Сергиенко сообщил, что ученые провели сотни тысяч измерений потоков углекислого газа и метана на разных уровнях шельфа - от придонного слоя до поверхности. Полученные данные показали, что концентрация этих газов в морях восточной Арктики очень неоднородна.
Ученые определили территории с высоким уровнем выбросов метана. Мощным его источником служит восточный шельф, который подвергается береговой и донной эрозии (разрушению). Однако "газит" не все дно восточного шельфа, а только в зонах повышенной тектонической и сейсмической активности, отметил академик.
Самая высокая концентрация углекислого газа - 500 миллимолей на литр, по словам Сергиенко, была зафиксирована на разрушающемся острове Маастаха. В пресноводных реках метан хорошо окисляется и уже не представляет большой угрозы экологии - обнаружено, что река Лена в устье не имеет повышенной концентрации метана.
"В соленой воде океана такой объем метана окислялся бы несколько лет, а в пресной воде этот процесс длится всего четыре дня", - отметил академик.
По его словам, около 80% подводной мерзлоты, содержащих тысячи гигатонн метановых гидратов расположено на восточно-сибирском шельфе. При попадании даже 5% этих запасов метана в атмосферу не исключена климатическая катастрофа. При этом часть этих территорий относится к зонам высокой сейсмичности, что повышает этот риск.
"При этом в атмосферу попадет 40 гигатонн метана, то есть в восемь раз больше, чем сегодня содержится в атмосфере. Предсказать такой сценарий, чтобы узнать, когда это может произойти, без специальных исследований пока сложно", - отметил Сергиенко.