Переглядів: 4101
В конце XX века ученые-океанологи всерьез заговорили о состоящих из отходов островах, курсирующих по водам Мирового океана. На самом деле бытовой и промышленный мусор, плавающий только в Тихом океане, представляет собой уже не остров, а целый континент, по своим размерам в два раза превышающий территорию Северной Америки.
*********************************************************************************************
«Колумб» 1997 года
Океанские течения огибают гигантские морские территории. Эти территории представляют собой относительно спокойные участки воды. Вот в этих-то тихих местах и скапливаются миллиарды тонн мусора, который попадает в океан благодаря людской безалаберности. О самом большом из таких пластиковых островов, образовавшемся неподалеку от Гавайев, говорили долгие годы. Недавно же американцы официально зафиксировали существование «всемирной океанской мусорной свалки».
Сам тихоокеанский «седьмой континент» был открыт в 1997 году океанографом и любителем морских соревнований Чарльзом Муром. Он как раз возвращался после очередной гонки парусных яхт. «Я не узнал океан, — с ужасом рассказывал Чарльз. — Всюду, куда хватало глаз, простирался мусор, невозможно было протиснуться, чтобы не задеть хоть что-нибудь. Всякий раз, когда я выходил на палубу, мимо плыл какой-то хлам. Как люди смогли загадить такую огромную акваторию? Ведь по ней пришлось плыть целую неделю».
После этого Мур, наследник крупного состояния, вложенного в нефтепромышленность, продал свои компании и сделался активистом экологического движения. Не так давно он предостерег: если потребители не ограничат использование пластика, который не перерабатывается природой, в ближайшие десять лет площадь поверхности пластикового материка удвоится.
Путешествие «кораблика»
Jia гигантская сналка образовалась в северной части Тихого океана между солнечными Гавайями и не менее солнечным штатом Калифорния. Как мусор попадает туда? Очень просто. Допустим, пластиковую чашку или тарелку из-под пирожных сдувает ветром с открытой террасы одного из многочисленных ресторанов, расположенных на побережье Сан-Франциско, и уносит в открытый океан. Там ее подхватывает Калифорнийское течение, несущее воды к побережью Центральной Америки. Примерно в районе Мексики пластик попадает в Североэкваториальное течение, идущее в сторону Азии. У берегов Японии течение Куросио перехватывает наш импровизированный кораблик и снова отправляет его на восток. Далее эстафету перенимает Северное Тихоокеанское течение, которое и проносит мусор мимо Гавайских островов к гигантской свалке.
Точнее, уже не проносит. По последним данным, мусорное пятно приближается к берегам Японии. Теперь до Гавайских островов пластиковой тарелочке плыть необязательно, достигнув японских территориальных вод, — она уже «дома».
Путешествие отходов на свалку от Северной Америки занимает несколько лет, мусор, сдуваемый с берегов Азии, достигает свалки примерно за год. А теперь достаточно прикинуть, сколько кусков пластика попало в воду начиная со Второй мировой войны, когда, собственно, и началось массовое производство пластмассы, и сделать печальные выводы.
Все уходит в море
«Обычный» бумажный или металлический мусор, попадающий в океанские зоны круговых течений, подвергался гниению и другим процессам биораспада и рано или поздно растворялся в океане. Но современный пластик настолько долговечен, что на Северо-Тихоокеанской свалке обнаруживаются предметы полувековой давности. Тони Эндреди, американский химик, утверждает, что «все до последнего, даже самые малюсенькие куски пластика, изготовленного за последние полсотни лет, если уж они попали в океан, до сих пор где-то там болтаются».
Несомненно, свою лепту вносит тот мусор, что покинул палубы лайнеров. Но его доля невелика — всего 20 процентов. Все остальное, как это ни грустно, — сухопутного происхождения. Причем необязательно главными производителями хлама являются прибрежные города. Даже из удаленных на тысячи километров от морей поселений пластиковые отходы рано или поздно попадают в Мировой океан.
Загаженная Атлантика
Большинство мусора, как мы уже говорили, скапливается в северной части Тихого океана, однако и во всех других водах мира присутствуют такие же свалки, только они пока еще достаточно скромных размеров.
Возьмем, к примеру, Атлантический океан. Биологи установили, что на каждый квадратный километр Северной Атлантики приходится около 200 тысяч самых разных обломков мусора, смытого или вынесенного ветром с городских свалок и побережья. И это только на поверхности. Но ведь волны подчас уносят хлам на глубину до 20 метров, а согласно данным программы ООН по окружающей среде, около 70 процентов попавшего в океан мусора тонет. Так что пока неизвестно, какие кучи отходов образуются еще и на дне океана и доберутся ли биологи до них когда-нибудь.
Чем же гак страшна пластмасса в океане? Согласно мнению японского ученого Кацухико Сайдо, при разложении пластик выделяет токсичные вещества, способные вызвать серьезнейшие гормональные нарушении как у животных, так и у человека. А Константин Згуровский, руководитель морской программы России, добавляет: «Помимо непосредственного загрязнения, есть еще малознакомая широкой публике проблема — окисление океана из-за выделения пластмассой двуокиси углерода. В связи с этим явлением начали разрушаться скелеты планктонных организмов, основы пищевой цепи океанов и морей, и океаны могут превратиться со временем в зловонные лужи. А ведь планктон океана дает нам гораздо больше кислорода, чем все леса имеете взятые!»
Травим сами себя
Отметим, что не только разложение пластика вредно для окружающей среды. В старые никому не нужные рыболовные сети попадаются морские черепахи и дельфины, что угрожает численности их популяций. По некоторым оценкам, загрязнение океана пластиковым мусором оборачивается ежегодно гибелью ста тысяч морских млекопитающих и миллиона морских птиц. Весь этот хлам отравляет жизнь и рыбам, принимающим мелкие частички пластика за планктон. Птицы же поедают «химический суп» сами и скармливают его своим детенышам, в результате чего те не только давятся, но и травятся продуктами разложения вредных веществ в организме. Иногда в желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные щетки — все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду.
Постепенно пластик встраивается в пищевые цепи, отравляя все больше морских существ, а вместе с ними и человека!
И не надо думать, что проблема океанского мусора существует «где-то там, за границей». Эта беда касается и непосредственно России. Так, координатор программ по климату и энергетике Алексей Кокорин говорит, что северное побережье Кольского полуострова — это одна гигантская свалка.
А заместитель директора по научным вопросам Института географии РАН Аркадий Тишков грустно добавляет: «Все арктическое побережье представляет собой великую помойку. Многие северные поселки породили вокруг себя многокилометровые свалки. Причина тому — невозможность вывозить отходы. Если во время северного завоза приходит топливо в бочках или бутылки с водкой, то после употребления пустые бочки и бутылки остаются на местах. Их не вывозят, потому как слишком дорого, и просто бросают рядом с жильем. Нездоровая экологическая обстановка сложилась и на Черном море. Несколько полноводных рек выбрасывают в акваторию моря сотни тонн твердых бытовых отходов ежедневно. И поставщиками его являются все прибрежные государства».