Переглядів: 4195
Знакомясь с подробностями катастрофы «Титаника», невольно приходишь к мысли - это судно преследовал какой-то злой рок, и оно не могло не погибнуть в ту роковую ночь.
Выходя в свой первый (и он же последний) рейс, «Титаник» еще в порту едва не столкнулся с лайнером «Нью-Йорк», пришвартованным к пирсу. Дело в том, что два гигантских лайнера на близком расстоянии стали испытывать так называемый эффект присасывания - когда при встречном или попутном движении, даже если одно из судов движется, а другое - неподвижно, их, словно магнитом, притягивает друг к другу.
«Нью-Йорк», стоявший у причала, сорвался со швартовых и устремился к «Титанику». Капитану «Титаника» Смиту удалось предотвратить столкновение, которое, случись оно в момент прохождения лайнера по каналу, причинило бы пароходу повреждения. Роковой рейс был бы отложен, и встречи с айсбергом могло бы и не быть.
Путь к гибели
Не произошло бы столкновения, если бы капитан «Титаника» вовремя получил предупреждение о плавающих айсбергах, появившихся в Северной Атлантике. Все газеты позднее обошла стенограмма радиопереговоров «Титаника» незадолго до катастрофы. В 22:55 с ним на связь вышел пароход «Калифорния», радист которого сообщил: «Мы остановились и окружены льдами, наши координаты...», но радист «Титаника», недослушав, грубо оборвал коллегу: «Заткнись, ты заглушаешь мой сигнал, я на связи с мысом Рейс».
Чем же был так занят радист «Титаника»? Дело в том, что он, как сказали бы сейчас, «рубил бабло», посылая телеграммы богатых пассажиров «Титаника» в Англию, США и Канаду. В частности, на момент сообщения с «Калифорнии» радист получал от радиста с мыса Рейс на Ньюфаундленде сообщения для плывших на «Титанике» важных особ.
К тому же радист «Титаника» Филлипс, как и другие радисты, служил в телеграфной компании «Бритиш Маркони», и они не относились к экипажу «Титаника» и, соответственно, не подчинялись капитану.
Ледовое предупреждение парохода «Калифорния» на мостик лайнера так и не поступило, а через 40 минут после этого из «вороньего гнезда» на мачте «Титаника» раздались три удара колокола: сигнал, что прямо по курсу препятствие.
Кстати, айсберг на «Титанике» могли бы заметить раньше, если бы не еще одна роковая случайность. Впередсмотрящие на «Титанике» не имели биноклей, так как один из уволившихся накануне рейса офицеров лайнера закрыл их в шкафчике, а ключ унес с собой.
Ну, наконец, и само столкновение. Вот строки из руководства по мореплаванию от 1910 года: «...Многие офицеры постараются увести судна от опасности и одновременно дадут задний ход, но такие действия скорее приведут к столкновению, чем предотвратят его. В этой ситуации следует увеличить ход, а отвернуть и сбавить ход - самый верный способ прийти к столкновению». Вахтенный офицер, стоявший на мостике «Титаника» в ту ночь, поступил вопреки этому руководству. Когда матрос в «вороньем гнезде» «Титаника» известил мостик об айсберге прямо по курсу, вахтенный скомандовал: «Лево руля», а затем: «Стоп машина, полный назад!»
В результате основной удар пришелся не в нос, самое прочное место корабля, а в его бок. Если бы произошло лобовое столкновение, то нос «Титаника» был бы вмят на 15-20 м вглубь, и затопленными оказались бы не более двух отсеков. Лайнер остался бы на плаву.
А так произошло то, что произошло - почти сто метров борта «Титаника» ниже ватерлинии были вспороты, как консервная банка.
Лобовое столкновение с айсбергом, как ни парадоксально, спасло бы «Титаник». А вместо 1513 жертв было бы от силы 30-50 человек.
А помощь так и не пришла...
Всего за несколько недель до катастрофы состоявшаяся
в Берлине международная конференция утвердила новый сигнал бедствия - SOS. Но радист Филлипс так и не передал этого сигнала. Дело в том, что в начале XX века радиорубки на кораблях оборудовали несколько телеграфных компаний, самой крупной из которых была фирма «Маркони». Компания привозила на судно свою аппаратуру и предоставляла своего радиста на время плавания. И у каждой компании была своя система условных радиосигналов. У «Маркони», чье оборудование стояло на «Титанике», сигнал бедствия был CQD (Come Quick, Danger - по-английски: «Идите быстрее, опасность»). Фирма «Маркони» признавала только свою систему сигналов и отказалась от нее только после гибели «Титаника».
Кстати, застрявшая во льдах «Калифорния» находилась всего в 10 милях от «Титаника». Некоторые ее матросы заметили на юго-востоке вспышки сигнальных ракет и фальшфейеров. Однако они не знали, что это «Титаник» и что он попал в беду. К тому же капитан «Калифорнии» решил не будить радиста, который спал после 15-часовой вахты.