Переглядів: 7565
Пятнадцать лет назад мир узнал о появлении первого клона млекопитающих – овцы Долли. Споры вокруг проблемы клонирования не угасают до сих пор
Созданному шотландскими биоинженерами ягненку-клону было на тот момент уже семь месяцев. Но ученые не спешили сообщать о сенсации – до этого было много неудачных экспериментов. Сегодня клонирование – по-прежнему сложная задача. Сделать его безопасным пока так и не удалось, говорят эксперты.
Млекопитающие, появившиеся на свет обычным путем – в результате естественного размножения, сочетают гены отца и матери. Долли, жизнь которой дала не половая, а взрослая соматическая клетка, унаследовала лишь генетическую информацию овцы-прототипа.
За пятнадцать лет, прошедших с тех пор, образовалась целая армия животных-клонов – от кошек до мулов, а крупные биоинженерные центры работают во многих странах мира. Например, один из таких известных российских центров находится в подмосковном наукограде "Пущино".
И все же, несмотря на обилие экспериментов с клонированием, многообещающая биотехнология по-прежнему остается весьма рискованной. Животные-клоны чаще болеют и умирают раньше времени, отмечает замдиректора Института молекулярной генетики Вячеслав Тарантул.
"Эксперимент показал для науки многое – например, что можно повернуть вспять развитие организма. Но процедура клонирования на сегодня, к сожалению, не до конца отработана. И поэтому и овечка Долли умерла, и другие клоны умирают, то есть много всяких патологий.
Клонировать можно, но с дефектами".
Впрочем, все эти последствия клонирования предсказуемы, поясняет замдиректора Института молекулярной генетики. Долли была клонирована из взрослой клетки, а любая клетка взрослого организма за время жизни накапливает немало мутаций. У нее укорачиваются хромосомы, и генетический материал так или иначе отличается от изначального. Появлению Долли на свет предшествовало рождение "около трехсот уродцев", говорит Вячеслав Тарантул.
Это одна из причин, почему ученые считают репродуктивное клонирование человека – воспроизведение целого организма - опасной и этически неоднозначной процедурой. Никто не даст гарантий, что человек-клон появится на свет без серьезных физических отклонений, поясняет профессор Тарантул.
"При том этическом состоянии, в котором сейчас находится человечество, репродуктивное клонирование недопустимо", - убежден директор Института ноосферных разработок и исследований (ИНРИ) Борис Режабек. Многие ученые опасаются, что, если снять запрет на клонирование человека, не исключены злоупотребления этой технологией, какой бы дорогостоящей она ни была.
Показательно, что в начале 21 века немало клиентов было у скандально известной биотехнологической фирмы "Клонэйд", зарегистрированной на Багамах. Эта фирма не раз заявляла об успешных опытах по клонированию человека. Такие же громогласные, но ничем всерьез не подтвержденные заявления делал в начале 2000-х итальянский гинеколог Северино Антинори.
Против такого клонирования и биомедицинских манипуляций с эмбрионами жестко выступает и Церковь, с точки зрения которой эмбрион – уже человеческое существо. Действующий мораторий на использование эмбрионов следует прописать в законе, считает РПЦ.
Выращивание отдельных органов и тканей вызывает куда меньше споров. Эта клеточная технология – так называемое терапевтическое клонирование – поможет вылечить ряд болезней: например, восстановить сердечные ткани после инфаркта или нервные ткани при болезни Паркинсона. За этим видом клонирования – будущее, считает директор ИНРИ Борис Режабек:
"Это отнюдь не глупая идея – накапливать банки стволовых клеток, из которых можно будет выращивать печень, сердце, почки. Возможность их трансплантации не только доказана, но уже внедрена".
Овечка Долли дала пищу для размышлений многим ученым мира на долгие годы. Она стала героиней книг и научно-популярных фильмов. Судьба большинства безымянных клонов обществу неизвестна. Так или иначе они послужили прогрессу.