Переглядів: 3774
Каждый день мы делаем тысячи предсказаний – когда придёт автобус, кто стучит в дверь, разобьётся ли падающий стакан. Учёные из Университета Вашингтона в Сент-Луисе решили снять покров тайны над теми процессами, которые происходят в наших головах, когда мы пытаемся строить привычные ежедневные прогнозы.
Может показаться, что ответ на этот вопрос способен облегчить жизнь разве что дневным трейдерам (которые зарабатывают на колебаниях курса; прим. mixednews), спортивным тренерам и гадалкам. Однако результаты этих исследований могут, в перспективе, оказаться очень полезны при лечении людей на ранних стадиях таких заболеваний, как шизофрения, болезнь Альцгеймера или Паркинсона. Этим больным бывает сложно отделить одно событие от другого, всё окружающее сливается для них в единый поток.
Исследователи сосредоточили усилия на изучении дофаминовой системы среднего мозга, которая посылает сигналы о неожиданных событиях всем остальным его участкам.
Используя метод магниторезонансной визуализации, они выяснили, что эта система шифрует информацию об ошибке в тех случаях, когда люди вынуждены угадывать, что случится в следующее мгновение их обычной повседневной жизни и их прогнозы не оправдываются.
«Предсказания ближайшего будущего жизненно важны для управления поведением. Это ключевой компонент для механизмов восприятия, формирования речи и обучения, – считает ведущий автор исследования профессор Джеффри М. Закс. – Способность убежать от голодного льва – очень полезное качество. Но умение избежать самой встречи со львом – куда ценнее. Возможность видеть хотя бы на один шаг вперёд даёт человеку огромное преимущество».
Закс и его коллеги выдвинули теорию повседневного «пророческого восприятия». В основе теории лежит убеждение, что большую часть предсказаний мы делаем исходя из умозрительной модели последовательных событий, которая сидит у нас в головах. Время от времени эта модель нуждается в корректировке, особенно если наше окружение меняется непредсказуемым образом.
«Наблюдая за последовательностью привычных, повторяющихся день за днём событий, мы обретаем способность заглянуть на несколько секунд в будущее», – утверждает Закс.
«Всякое личное сознание представляет собой непрерывную последовательность ощущений. Поэтому большинство наших мини-предсказаний точны. В то же время, каждую минуту несколько из них оказываются ошибочными. И тогда происходит «размыкание» потока сознания, которое сопровождается активизацией других участков мозга, связанных с выработкой дофамина, регуляцией внимания и адаптацией к непредсказуемым событиям».
Закс отобрал для своего эксперимента группу здоровых молодых людей и показал им видео, в котором люди занимались обычными, повседневными делами: мыли машины, собирали конструктор LEGO или стирали бельё. Время от времени просмотр прерывался, и участникам предлагали угадать, что произойдёт через пять секунд после его возобновления. В половине случаев запись останавливали перед событием, в другой половине – во время события.
Выяснилось, что в тех случаях, когда видео останавливали во время события, 90 процентов предсказаний были точными. Но когда запись прерывали перед событием, участники оказывались правы в менее чем 80 процентах случаев.
«В такие моменты они прикладывали больше всего усилий для того, чтобы сделать свои прогнозы, – говорит Закс. – На границе событий заглянуть в будущее намного труднее. Человек осознаёт, что может ошибиться и перестаёт доверять себе».
Особенный интерес Закса и его коллег вызывали механизмы работы мозга испытуемых в то время, когда они пытались предсказать новое событие.
Результаты функциональной магнитно-резонансной томографии показали значительное увеличение активности некоторых областей среднего мозга, среди которых был и небольшой участок, называемый чёрным веществом или «центром удовольствия».
Чёрное вещество отвечает за контроль движений и принятие адекватных решений. Этот же участок мозга больше всего страдает при болезни Паркинсона.
Томография показала, что активность мозга во время эксперимента повышалась в двух критических точках: когда участники делали выбор, и когда узнавали о правильности или неправильности своих ответов.
Реакции среднего мозга «значительно обостряются в такие моменты, как пересечение границы события или оценка верности выбора» – утверждает Закс.
Исследователи считают, что изучение механизмов «предсказания» имеет огромное значение для диагностики и лечения неврологических заболеваний на ранних стадиях.