Переглядів: 3728
На днях Рунет и блогосферу буквально взорвало сообщение о находке меча, возможно, принадлежавшего самому князю Святославу. Артефакт обнаружен на дне Днепра около города Запорожье на острове Хортица. Богатая отделка хорошо сохранившегося древнерусского меча X века свидетельствует о его принадлежности, по крайней мере, знатному воину той эпохи.
7 ноября житель Запорожья Сергей Пьянков в 200 метрах от памятника князю Святославу Игоревичу подцепил на крючок длинный прямой меч с рукоятью, отделанной золотом и серебром, с очень искусно выполненной насечкой. Меч длиной 94 сантиметра и весом около одного килограмма рыбак поднял с глубины в 20 метров. Нетерпеливая журналистская братия уже поспешила окрестить случайную археологическую находку мечом Святослава.
Поскольку предполагают, что именно в этих местах на Днепровских порогах Святослав погиб в бою с печенегами, то академик АНУ Андрея Авдеенко во время пресс-конференции сказал, что почти не сомневается: меч принадлежал князю Святославу. В значимости подобного рода находки не только для нашей страны, а в целом для всего континента Евразии уверен ученый секретарь национального заповедника "Хортица" Сергей Татаринцев.
"Меч типологически датируется X столетием и относится к скандинавским, варяжским мечам, которые были широко распространены, в том числе и на древней Руси. Они принадлежали не рядовым дружинникам, а знати. Цельный металлический меч — это был атрибут достаточно знатного человека.
Найденный меч декорирован серебром, а также желтым металлом, вполне возможно, что на рукояти было золото. Мы этот меч ассоциируем с князем Святославом, потому что это единственное летописное упоминание византийцев о каких-то масштабных битвах в нашем регионе, относящееся к 972 году, — цитирует мнение Татаринцева информационный портал segodnya.ua. — Но главное, что место находки дает основания считать, что древнерусский князь погиб действительно в этих краях".
Историки вспоминают, что во время строительства ДнепроГЭСа в 1928 году было также найдено пять варяжских княжеских мечей, датированных десятым столетием, но все эти артефакты пропали в годы Великой Отечественной войны.
Боевое оружие, приписываемое князю Святославу, находилось в воде с 972 года, однако драгоценные металлы рукояти вообще не пострадали. Довольно хорошую сохранность меча эксперты объясняют тем, что он попал в своеобразный чехол из ила и песка, который остановил доступ кислорода и предотвратил окисление металла. Сам факт обнаружения оружия без ножен, по мнению некоторых специалистов, может свидетельствовать о том, что меч был потерян в бою, а не выброшен, чтобы он достался врагу в качестве трофея. После реставрации оружие займет место в экспозиции исторического музея на Хортице.
Вкратце напомним исторический контекст, при котором этот меч мог оказаться в водах Хортицы. Святослав возвращался из похода с богатой добычей домой. Прежде чем отправиться в путь, он попросил византийцев отправить посольство к печенегам, чтобы они пропустили русов через свои владения. Епископ Евхаитский Феофил заключил с кочевниками договор о союзе, но пропустить Святослава в Киев печенеги отказались, якобы обижаясь на князя за подписание им мирного договора с Византией.
Современный биограф Святослава Александр Королев справедливо замечает по поводу этого странного объяснения, ведь сами печенеги помирились с ромеями: "Поэтому в литературе встречается утверждение, что епископ Евхаитский как раз и натравил печенегов на князя, выполняя тайное задание своего государя. Святослав кажется простаком, не понимающим, что от неприятеля всего можно ожидать". В строках "Повести временных лет" отмечается коварство греков, но ни слова не сказано о посольстве из Царьграда к кочевникам. Летописец пишет, что засаду на днепровских порогах печенеги устроили по совету болгар ("переяславцев"), которые сыграли на алчности кочевников.
Воевода князя Игоря, отца Святослава, по имени Свенельд советовал Святославу обойти пороги на конях, но князь пожалел находившуюся в ладьях добычу. Может быть, найденный сейчас варяжский меч и был частью той богатой добычи, что вез с собой Святослав в Киев? Весной 972 года русы попытались прорваться сквозь засаду у порогов. Бросить ладьи они уже не могли, потому что за месяцы зимовки съели своих коней. Александр Королев указывает: "Возможно, князь ждал весны, рассчитывая, что во время весеннего половодья пороги сделаются проходимыми, и ему удастся проскочить засаду, сохранив при этом добычу".
Финал известен любому школьнику. Как правило, вспоминают слова летописца о том, что печенежский князь Куря из отрубленной головы князя "сделал чашу из черепа, оковав его; и пили из него [печенеги]". Об истории с черепом и чашей "Правда.ру" подробно писала в конце мая этого года в заметке "Мельница заблуждений: атаман Святослав ".
Историки не пришли к единому мнению, почему осенью 971 года Святослав и его дружина отсиживались в Белобережье, а не попытались, бросив добычу и трофеи, на конях обойти днепровскую засаду. Может, от жадности, но, вероятно, и от усталости, ведь многие получили раны под стенами Доростола, кстати, не избежал их и сам князь. Кто-то — ромеи, болгары или некоторые русские — предупредил печенегов напасть на немногочисленную рать русов.
Не было ни пути отступления назад в Болгарию, ставшей владением Византии, ни в Крым, чтобы закрепиться на Керченском проливе. Этого не допустили бы ни в Царьграде, ни в Херсоне. Загнанный обстоятельствами в угол и преданный родным сыном, Святослав безуспешно ожидал помощи от Киева. Проскочить через засаду у порогов удалось немногим. Точно неизвестно, был ли Святослав убит во время сражения или захвачен в плен, а потом казнен.