Переглядів: 3808
У побережья Панамы обнаружены останки двух кораблей, которые принадлежали легендарному мореплавателю и каперу сэру Фрэнсису Дрейку. Спустя 400 лет аквалангисты воодушевлены идеей найти последнее пристанище самого знаменитого пирата в истории. Труп Дрейка был положен в свинцовый гроб и брошен в море.
Руководитель подводной экспедиции археолог-аквалангист Джеймс Синклэр (James Sinclair) заявил на днях, что у побережья Панамы обнаружены остовы двух затонувших кораблей, входивших во флотилию мореплавателя и пирата Фрэнсиса Дрейка (Francis Drake). Возможно, речь идет о судах Elizabeth и Delight, которые были подожжены и затоплены их экипажами перед возвращением в Англию.
Финансирует операцию по поиску места последнего упокоения флибустьера 16 века американский предприниматель Пэт Крос (Pat Croce), который выказывает недовольство тем, что основная задача миссии пока остается невыполненной. Детское увлечение бизнесмена корсарами с годами переросло в большую страсть, пишет издание MainSail, и Пэт Крос основал на собственные средства музей, посвященный пиратству и их сокровищам "The St Augustine Pirate and Treasure Museum".
Но более всего этого бывшего владельца баскетбольной команды НБА приводит в восхищение фигура Фрэнсиса Дрейка, которого он боготворит и даже готов отдать сотни тысяч долларов на поиски саркофага с телом легендарного капитана. О своем любимом герое предприниматель говорит словами Терминатора: I'll be back, что означает "я вернусь!". Этим он выказывает свою веру в то, что тело Дрейка когда-нибудь будет найдено и возвращено на его родину.
Фрэнсис Дрейк появился на свет на ферме Кроундейл (Crowndale) неподалеку от города Тависток (Tavistock) на юге полуострова Корнуэлл, на крайнем юго-западе Англии. Год его рождения точно неизвестен, предположительно это событие могло произойти в период с 1540 по 1545 год. Мальчик был самым старшим среди 12 своих братьев и сестер.
Однажды в порту Веракрус на восточном побережье Мексики испанцы напали на эскадру Джона Хоукинса (John Hawkins), на судах которой перевозили африканских невольников в испанские колонии в Вест-Индии. Одним из кораблей командовал дальний родственник Хоукинса капитан Дрейк. С 1567 года морской волк пылает страстью отомстить за этот подлый удар.
В течение нескольких лет его корабли хозяйничали в водах испанской короны, захватили Номбре-де-Диос (Nombre de Dios) в Центральной Панаме, грабили караваны, перевозившие на мулах грузы серебра из Перу в Панаму. Весной 1575 года Дрейк, купивший дом в Плимуте и три фрегата, по рекомендации Хоукинса поступил на службу к фавориту королевы графу Эссексу, от которого и потянулись "ниточки" на самый верх.
На удачливого корсара обратили внимание государственный казначей лорд Берли и министр внутренних дел Фрэнсис Уолсингем, доложившие о Дрейке королеве Елизавете I. Корсару предложили отправиться на поиски южного материка. Подготовка проходила в режиме полной секретности — экипажу сказали о походе в Александрию Египетскую. В экспедицию Дрейка, которая длилась с 1577 по 1580 год, августейшая особа вложила тысячу фунтов стерлингов. Были привлечены и другие средства. Видимо на них Дрейк с роскошью обставил свою каюту, нанял пажа и четырех музыкантов, которые услаждали слух меломана во время трапезы.
Научно-исследовательская экспедиция под руководством такого научного руководителя обернулась пиратским набегом, принесшим доход в 47 фунтов стерлингов на каждый вложенный фунт. Общая сумма добычи, как пишет исследовательница Екатерина Глаголева в книге "Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана", составила около 26 тонн серебра, более 100 килограммов золота, не считая драгоценностей и прочего добра — на сумму более полумиллиона фунтов. В руках Дрейка оказался опытный португальский штурман, который отлично знал побережье Бразилии. Впоследствии с его помощью английские корабли преодолели Магелланов пролив.
"Во время этой экспедиции Дрейк открыл пролив между Огненной Землей и Антарктидой, который теперь носит его имя (хотя, вероятно, сам никогда не видел мыса Горн), — сообщает писательница. — Повернув к северу, он грабил суда и караваны у берегов Чили и Перу, намереваясь вернуться через предполагаемый Северо-Западный проход. Где-то на широте Ванкувера Дрейк был вынужден повернуть на юг и стать на якорь чуть севернее современного Сан-Франциско (это место он назвал Новым Альбионом, владением Елизаветы). Затем он пересек Тихий океан и достиг Молуккских островов, после чего вернулся в Англию. Королева удостоила своего корсара великой чести — лично поднялась на его корабль и пожаловала ему звание рыцаря как первому капитану, совершившему кругосветное плавание". С тех пор пирата стали титуловать сэром Дрейком.
В 1595 году почти 50-летний Дрейк снова, как и в молодые годы, предпринял набег на испанские поселения в Карибском море. Под его командованием было 27 кораблей с полутора тысячами моряков и тысячей солдат на борту. С этими силами капитан в бухте Сан-Хуана (ныне столица Пуэрто-Рико) атаковал наполненный сокровищами испанский галион, а позже захватил город Панама. Как и прежде плечо к плечу рядом с Дрейком сражался его многолетний друг и двоюродный брат сэр Джон Хоукинс. Вплоть до внезапной кончины Хоукинса, наступившей 12 ноября 1595 года, между двумя родственниками и друзьями не прекращались споры о том, кто из них главнее и кто кому должен подчиняться.
На закате жизни фортуна отвернулась от своего любимчика. Отчаянное сопротивление испанцев заставило Дрейка отказаться от взятия Сан-Хуана. Безуспешной оказалась попытка получить выкуп после захвата Рио-де-ла-Ачас (Rio de la Hachas). В бессильной ярости Дрейк приказал предать огню Номбре-де-Диос и послал солдат захватить Панаму. Так и не сумев преодолеть сопротивление защитников города, побитая армия возвратилась назад.
28 января 1596 года сэр Фрэнсис Дрейк скончался от дизентерии на борту флагмана Defiance ("Вызов"), стоявшего у берегов Пуэрто-Белло (Puerto Bello). Сегодня этот небольшой туристический городок неподалеку от Панамского канала называется Портобело — Portobelo. Труп капитана положили в металлический гроб и бросили в пучину вод.
Точное место захоронения осталось неизвестным (в те времена не было традиции записыватьь координаты места где проводились похороны), однако Крос уверен, что это произошло именно там, где Синклэр обнаружил затонувшие фрегаты. Если его гипотеза подтвердится, то шанс, что тело одного из самых известных мореплавателей все-таки вернется на его родину, безусловно, есть...