Переглядів: 4572
На территории Партизанского района Приморья обнаружены мощные фортификационные сооружения, землянки, посуда и прочие артефакты. Однако принадлежат они не героическим партизанам недавнего прошлого, а древним людям племени Мохэ, которое обитало в этих краях в IV-VI веках, которых известный тюрколог Л. Н. Гумилев считал весьма загадочным народом.
Примерно 30 курганов высотой около трех метров и диаметром до 10 метров обнаружены в ходе археологической разведки на месте будущего строительства ЛЭП недалеко от села Монакино. Это первая крупная группа курганов найденная в Приморье. "Подобные оборонительные сооружения с глубокими рвами и валами этого племени на территории Приморья встречаются очень редко", — сообщает сайт VestiRegion.ru, со ссылкой на руководителя отдела средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии Дальневосточного отделения РАН Надежду Артемьеву.
Древнее поселение расположено на сопке, которая возвышается над рекой Партизанской. Вдоль спускающихся вниз по склону террас стоят дома земляночного типа. Поселение перегорожено тремя рядами валов и глубокими рвами. На его территории площадью 60 на 50 квадратных метров обнаружено около 200 различных артефактов. Два наконечника для стрел, панцирная пластинка от доспехов.
Надежда Артемьева отметила, что археологи обнаружили на этом участке много керамической посуды, которая позволила датировать находку. Эти курганы принадлежали представителям так называемой польцевской культуры.
"Чаще всего памятники польцевской культуры встречались археологам в Хабаровском крае. Этот народ занимался земледелием на всей территории Дальнего Востока, однако пока его этническая принадлежность не установлена, — сказала Надежда Артемьева в интервью РИА Новости. — Для нас это очень важное открытие, так как еще не было известно то, как представители польцевской культуры хоронят своих сородичей".
Историки предполагают, что польцевцы сначала сжигали своих умерших, а затем, поместив прах в специальный сосуд, закапывали его в кургане. Вместе с ним в захоронение помещали вещи, которые, по поверьям польцевцев, были необходимы в загробной жизни — оружие, посуду и другие предметы быта.
По мнению некоторых ученых, мохэ ассимилировали и оттеснили аборигенов — палеоазиатов. В китайских источниках под общим названием "мохэ" различаются племена: сумо, боду, аньчэгу, фуне, хаоши, хэйшуй, байшань, юэси, находившиеся на разных стадиях разложения родового строя. У мохэ, сообщается в Большой Советской Энциклопедии, были развиты плужное земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, гончарное производство, обработка металлов, ткачество. Объединялись они в племенной союз. Большую часть добычи мохэ получали от войн с соседями.
Они "отважны, и между восточными иноземцами считаются сильнейшими" — говорится о мохэ в старинной китайской летописи. В 4-5 веках нашей эры на территории Маньчжурии, Приморья и Приамурья сложилась следующая ситуация — откуда-то (видимо из Восточной Сибири) появились древние мохэ, которых ученые относят к тунгусо-маньчжурским народам и считают предками чжурчженей и "классических" маньчжуров (а их прямыми потомками — нанайцев, ульчей и удэгейцев).
На севере их соседями были палеоазиатские народы, занимавшиеся охотой, оленеводством и рыболовством. На западе мохэ соседствовали с лесными охотниками и полукочевники шивэйцами (предки монголов), а также с классическими кочевниками, киданями и тюрками. На юге от них располагалось древнее корейское государство Когуре.
В конце 6 века восемь племен сумо мохэ, насчитывавшие несколько тысяч воинов, во главе с вождем Тудицзи, потерпев поражение в войне с Когуре, переселились в Северный Китай, где им были выделены земли для проживания. Тудицзи, а впоследствии и его сын прославились как выдающиеся полководцы в войнах Китая с Когурё, тюрками и тибетцами.
После продолжительной военной кампании Китаю удалось в 668 году уничтожить корейское государство Когуре. После этого союзники корейцев — другие мохэские племена — были переселены в Северный Китай. В конце VII — начале VIII веков у наиболее развитого племени сумо сложилось государство Чжэнь, в дальнейшем называемое — Бохай. Это было первое государство тунгусо-маньчжурских народов, в состав которого вошли почти все племена мохэ.
Жилищами мохэсцам служили землянки. В китайских летописях написано, что вход в мохэские жилища устраивался сверху и в него залезали взобравшись по лестнице. Археологические находки пока не подтвердили эту информацию. Любопытно описание брачных обычаев у мохэ."При браках женщина надевает холщовую юбку, мужчина одевается в шубу из свиной кожи, а на голову втыкает хвост леопарда. В первый вечер брака жених приходит в дом невесты, берет невесту за груди и ревность прекращается. Если женщина блудно спознается с посторонним мужчиною, и скажут мужу об этом, то муж убивает жену, а потом, раскаиваясь, непременно убьет и сказавшего; посему у них прелюбодеяния никогда не открываются", — цитирует летописцев кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Николай Николаевич Крадин.
Как утверждал знаток этого региона Лев Николаевич Гумилев, племя мохэ, они же мукрины, представляет собой весьма интригующую "загадку". "В VI-VII веках на западной окраине очерченной территории мы уже застаем тюргешское племя "мохэ", имя которых однозвучно с приамурскими "мохэ", хотя и передается разными иероглифами. Это не случайно. Во II веке сяньбийский вождь Таншихай покорил западную половину Маньчжурии и затем совершил несколько походов на запад. Подобно всем кочевникам, сяньбийцы включали всех покоренных в свои войска, поэтому мы допускаем мысль, что западные и восточные "мохэ" одного происхождения.
"Западная сяньбийская орда" возникла после распадения державы Таншихая и состояла из дружин, оставшихся на завоеванной территории. Вполне понятно, что члены этой орды сохранили свой этноним, т. е. "мукри", приведенный фактический материал достаточно убедительно объясняет отмеченную Феофилактом "близость" "мукри" и таугастов-тоба, а также соседство племен "аба", т. е. "истинных абаров", и "мохэ", т. е. "мукри", в VI-VII веках. Длительное пребывание западных "мукри" в новой среде не могло не отразиться на их облике, и потому китайские географы подобрали для обоих разделов "мохэ" разные иероглифы с одинаковым звучанием, характеризующие их быт и культуру. Для приамурских ключом является звериная шкура, для джунгарских — трава.
Итак, теперь мы имеем право сделать вывод, что "мукри" — это не что иное, как смешанное тунгусо-монгольское племя, перешедшее от охоты к кочевому скотоводству. Будучи немногочисленны, они не могли успешно соперничать с жужанями и уступили им свои восточные земли около озера Баркуль и оазиса Хами, а центром района их собственного обитания стал г. Мохэ, находившийся между Гучэном и Урумчи", — писал исследователь в своей работе "Три исчезнувших народа".
По летописям мохэ предстают свирепыми и доблестными воинами. Однако, согласно данным археологов, это не мешало им соблюдать осторожность, о чем свидетельствуют недавно раскопанные поселения. Ученые считают, что расположенное на террасах поселение с валами и рвом в самом низу должно было дать возможность воинам встретить врагов у защитных сооружений, а женщинам, детям и старикам быстро эвакуироваться на самые верхние террасы.
Да и штурмовать такую крепость сложно — нападающим приходилось бы подниматься вверх, тогда как на каждой террасе их ждал бы свежий отряд защитников. Все это говорит о том, что предусмотрительность была свойственна даже отважным и воинственным мохэ…