Переглядів: 5255
В конце 1960-х годов молодой человек из Израиля по имени Ури Геллер привлёк к себе много внимания и славы, что сопровождалось серией ярких показов на британском и американском телевидении. В ходе поразительных выступлений Ури наглядно демонстрировал способность производить манипуляции с металлом силой мысли. Ложки в его руках размягчались, ключи гнулись от лёгкого прикосновения пальцев, стрелки компасов отклонялись по его воле. Так же он был известен, благодаря способности запускать наручные часы, просто подержав их в руках. Геллер считал, что его способности были проявлением силы воли, известным как психокинез.
Вдобавок к возможности притягивать и обрабатывать металл силой мысли, этот удивительный молодой израильтянин демонстрировал выдающиеся психологические возможности, наиболее ярко проявившиеся в способности воспроизводить рисунки, которые он никогда не видел ранее. Доброволец делал рисунок невидимый Ури, а затем Геллер с помощью своих способностей пытался воспроизвести изображение. И хотя его копии не отличались исчерпывающей точностью, но они были достаточно схожи, чтобы вызвать изумление зрителей.
Выдающиеся деяния Геллера в 1970-х значительно продвинули «паранормальные науки» по всему миру, и многие стали повторять его трюки. Не смотря на толпы скептиков, воспроизводивших его трюки, не прибегая к паранормальным средствам, до сих пор существует несколько необъяснённых эффектов, существование которых продемонстрировал Геллер и его современники – сгибатели ложек.
Большинству американцев Геллер стал известен после серии громких выступлений по телевидению и появлений в журнальных статьях в конце 1960-х и начале 1970-х. Ложки размягчались в его руках практически до ирископодобного состояния перед объективами телекамер. Когда ложка, отделившись от его тела, падала на пол, аудиторию часто охватывал благоговейный трепет. Возвращая во время телевизионных выступлений часы к жизни, он ошеломлял публику, убеждая зрителей взять в руки поломанные наручные часы, если таковые имелись, а сам он при этом выступал в роли проводника психической энергии. К всеобщему изумлению, некоторые из часов, как сообщалось, начинали тикать снова.
К 1972 окружающее Геллера безумие СМИ, наконец, привлекло серьёзное внимание научного сообщества, разделившегося на скептиков и сторонников. Чтобы лучше понять методы Ури, учёные из Стэндфордского Научно-Исследовательского Института (SRI) попросили его принять участие в ряде независимых экспериментов. Ури с большой охотой согласился. В течение пяти недель спорный персонаж подвергался научному исследованию под руководством Гарольда Патоффа и Рассела Тэрга, пережив множество приключений в лабораториях
После нескольких неофициальных демонстраций был проведён первый Стэндфордский тест с большим количеством рисунков, сделанных до эксперимента и помещённых во вложенные друг в друга конверты. Ури попросили воспроизвести каждое выбранное изображение на отдельном листе бумаги. Исследователи изучили часть рисунков перед тем, как войти в комнату для эксперимента; другая часть рисунков была неизвестна и самим учёным до момента вскрытия конвертов; и, наконец, были рисунки, принесённые внешними консультантами в запечатанных вне лаборатории конвертах. Перед большинством экспериментов Геллер выражал неуверенность в своих способностях, и отказался отвечать приблизительно в 20 % случаев из-за сомнений в правильности ответа. Однако все полученные ответы отличались ошеломляющей точностью. Воспроизведённые им изображения были грубоваты, но в большинстве случаев оригинал угадывался безошибочно, хотя иногда и в перевёрнутом виде.
Стэндфордские исследователи также провели тесты, чтобы измерить способность Геллера обнаруживать материалы, не видя их. Это умение известно как лозоходство. В каждом из этих экспериментов ему приносили коробку с десятью пронумерованными алюминиевыми ёмкостями и просили определить, в какой из них находится объект. Перед экспериментом третья сторона помещала объект в любую из ёмкостей, которые затем менялись местами. В качестве объектов использовались шарикоподшипники, магниты, вода комнатной температуры и кусочки сахара. Геллеру не разрешали касаться ёмкостей или коробки, иначе эксперимент считался недействительным. В протоколе было указано, что он должен был выбирать пустые ёмкости одну за другой, указывая на них или вызывая их номер, пока не оставалось лишь две. И тогда он был обязан указать, какая из оставшихся содержит объект, назвав или записав её номер. Позже этот метод был раскритикован как излишне сложный и имеющий множество лазеек для фальсификации.
Сначала Ури тратил много времени, водя руками над ёмкостями, прежде чем выбрать пустую, но по мере продолжения тестирования, он, казалось, обретал уверенность, вплоть до того, что войдя в комнату, сразу называл номер ёмкости с объектом. В двух из 14-ти тестов он отказался от ответа, но во всех других 12-ти сделал правильный выбор. Патофф и Тэрг были заинтригованы представлением, которое устроил им исследуемый. Не было зафиксировано никаких видимых признаков обмана, вероятность случайного совпадения правильных ответов во всех 12-ти тестах равнялась единице к 10^12 или один к триллиону.
Другой тест, в котором Геллер продемонстрировал потрясающую точность, проводился с использованием игровой кости с шестью гранями в металлической коробке, предоставленными SRI. Кость помещалась в коробку и встряхивалась, после чего Ури должен был угадать, какое выпало число, и затем открывалась крышка. В двух из десяти тестов он отказался давать ответ, но в остальных восьми он был на 100 % точен в своих предсказаниях.
Демонстрации манипуляций Геллера с металлом были менее впечатляющи. Несмотря на заявленную ранее способность сгибать металлические предметы, не вступая с ними в физический контакт, он оказался неспособен продемонстрировать это в лаборатории. Если же допускалось лёгкое касание ложек, вилок и прутов его руками, они действительно сгибались; но такие доказательства были бесполезны, из-за невозможности определить количество силы, приложенное Геллером. Другой психокинетический тест с использованием однограммового стального груза на электрических весах был частично успешен. Не касаясь ни весов, ни груза (и весы и груз находились под стеклянным куполом) Ури смог вызвать регистрируемые изменения в показаниях весов.
Составленный SRI отчёт был опубликован в научном журнале «Nature» в 1974 году. Исследователи не торопились с выводами, в основном отклоняя доказательства психокинеза как неубедительные, но они чувствовали, что Ури выступил достаточно успешно, чтобы с гарантией обеспечить проведение дальнейших научных исследований. Патофф и Тэрг ввели термин «Геллер-эффект» для описания удивительных проявлений его предположительно сверхъестественных способностей.
Обаяние Геллера наряду с его талантами обеспечили ему регулярные появления на телевидении и в печатных СМИ на протяжении следующих нескольких лет, и вскоре его превозносили как сверхъестественную суперзвезду. Стэндфордское исследование, по-видимому, подтверждавшее его способности, развеяло окружавший Ури скептицизм.
Вскоре появился другой человек, так же способный продемонстрировать подобные удивительные действия перед зрителями. Его звали Джеймс Рэнди, иначе он был известен как Удивительный Рэнди. Он, также, казалось, обладал удивительной способностью размягчать ложки лёгким прикосновением. Но Рэнди не заявлял о сверхъестественных способностях. Фактически, он был эстрадным фокусником и научным скептиком. Он готовил ложки заранее, сгибая перемычку вперёд-назад, пока её прочность в достаточной степени не ослаблялась. Он также убедительно отщипывал кусочки от ключей и столовых приборов, быстро сгибая их своими руками, пока внимание зрителей было отвлечено. После выполнения каждого фокуса он объяснял своей аудитории, каким образом была создана данная иллюзия. Рэнди подчёркивал, что его демонстрации не являются доказательством мошенничества Геллера, а скорее свидетельствуют, что иллюзия служит более разумным объяснением, чем действие сверхъестественных сил.
Удивительный Рэнди
В 1973 Удивительный Рэнди получил телефонный звонок от продюсеров «The Tonight Show» с Джонни Карсоном, который пригласил Геллера в качестве гостя. Джонни Карсон проработав в прошлом какое-то время эстрадным фокусником сам, был, таким образом, скептически настроен по отношению к способностям Геллера, и хотел привлечь на помощь Рэнди в целях исключения любых возможных фальсификаций. Рэнди предложил продюсерам предоставить Геллеру набор их собственных неподготовленных ложек, алюминиевых ёмкостей и запечатанных рисунков. Выйдя на сцену и посмотрев на приготовленные предметы, Ури пришёл в нехарактерное для него волнение. Позже во время шоу, получив предложение продемонстрировать свои навыки, он отказался, сославшись на то, что этим вечером он не чувствует себя «сильным».
Инцидент не оказал большого эффекта на популярность Ури, и за следующие несколько лет Геллер сколотил состояние. Он утверждал, что его богатство было в значительной степени результатом его работы с применением лозоходства, которую он выполнял для крупных компаний добывающих нефть, золото и другие полезные ископаемые, но, по крайней мере, часть его богатства была плодом его популярности. Он оставался завсегдатаем популярных СМИ и продолжал удивлять зрителей. Другие люди по всему миру стали заявлять о подобных способностях, и сгибание ложек быстро стало главным номером демонстраций экстрасенсорных способностей.
В конце 1970-ых, Лаборатория психических исследований Макдоннелла в Сент-Луисе занялась организованным поиском и изучением людей, которые могли убедительно продемонстрировать эффект Геллера. Джеймс Рэнди связался с исследователями и дал им советы относительно того, как избежать обмана, но учёные не разделяли его скептического подхода. Во время ранних этапов тестирования многие из претендентов были дисквалифицированы за то, что оказались не в состоянии продемонстрировать свои навыки в лаборатории, но двое молодых людей – Майк Эдвардс и Стив Шоу – казалось, не обманывали. В ходе опубликованных экспериментов эти двое корёжили столовые приборы, поднимали предметы в воздух, заставляли отклоняться стрелки компасов и воспроизводили рисунки, находившиеся в запечатанных конвертах. Казалось, что наука снова подтвердила способности Ури Геллера и его современников.
В 1981 году, после четырех лет тестирования в лабораториях Макдоннелла, Эдвардс и Шоу провели пресс-конференцию в Нью-Йорке совместно с журналом «Discover». Пара известных экстрасенсов сделала объявление, которое заставило аудиторию разинуть рты. Майк Эдвардс сказал, обращаясь к толпе: «Правда в том, что мы не экстрасенсы. Мы – фокусники». А Стив Шоу добавил среди нарастающего ропота: «Да, в течение последних четырех лет мы дурачили людей». Из их дальнейшего объяснения следовало, что они участвовали в проекте «Альфа», автором которого являлся Джеймс Рэнди, и целью которого было выявление неспособности современных исследований сверхъестественных явлений распознать обман вследствие предвзятости.
Эдвардс и Шоу продемонстрировали многие из своих методов собравшейся прессе. Главным образом они состояли в ловкости рук. Они объяснили, что во время некоторых из лабораторных тестов по сгибанию ложек они незаметно меняли на ложках бирки и таким образом замеры углов изгиба ложек произведённые учёными до и после эксперимента значительно расходились. В других случаях они открыто манипулировали ложкой одной рукой, чтобы отвлечь внимание от второй руки, которой незаметно сгибали другую ложку. Позже, ложка с ослабленной перемычкой предоставлялась как доказательство успеха. Так же для многих своих иллюзий они использовали маленькие магниты и перемещали некоторые объекты с помощью дыхания. Рекомендации Рэнди, данные лаборатории Макдоннелла, при их соблюдении помогли бы выявить обман почти в каждом случае.
Некоторые из исследователей сверхъестественных явлений столь отчаянно пытались опровергнуть эти признания, что обвиняли Эдвардса и Шоу в сокрытии экстрасенсорных способностей. Новости о фальсификации нанесли серьёзный урон парапсихологии как науке, и многие из причастных исследователей были дискредитированы проектом «Альфа». Его задача состояла не в том, чтобы спровоцировать чей-то конфуз. Скорее это был публичный эксперимент, призванный продемонстрировать, что парапсихологи восприимчивы к обману и самообману, несмотря на интеллект и навыки. Проект «Альфа» красиво проиллюстрировал людскую склонность искать только те доказательства, которые подтверждают сложившееся мнение, – явление, известное в психологии как «предвзятость подтверждения».
Хотя он не был напрямую дискредитирован вышеописанными событиями, известность Ури Геллера сошла на нет за следующие годы. В 1988 британский бизнесмен по имени Джеральд Флеминг предложил пожертвовать 250 000£ на благотворительность, если Геллер сможет изогнуть ложку в заданных лабораторных условиях, но Геллер не отреагировал не это предложение. По сей день Геллер утверждает, что его таланты по-настоящему сверхъестественны, хотя и признаёт, что некоторым из его подвигов можно подражать, используя эстрадные фокусы или физические явления. Например, остановленные часы будут часто на время возвращаться к жизни, после того как несколько минут побудут в руках из-за тепла и перемещений. Однако не всё продемонстрированное Геллером было полностью объяснено. Например, угадывание не известных исследователям рисунков или игровых костей в коробке.
Образовательный фонд Джеймса Рэнди (JREF) в настоящее время предлагает награду в один миллион долларов США любому экстрасенсу, который сможет убедительно продемонстрировать свои сверхъестественные возможности в заданных условиях. Согласно правилам, обе стороны должны заранее оговорить, что будет являться доказательством успеха или неудачи. Хотя попытки были предприняты более чем одной тысячей претендентов, ни один из них не смог забрать награду. До сих пор Ури Геллер не воспользовался этой возможностью, чтобы подтвердить свои способности, так же как и другие известные самопровозглашённые экстрасенсы, такие как Сильвия Браун или Джон Эдвард.
Сегодня Геллера изредка уговаривают погнуть какой-нибудь столовый прибор или поколебать стрелку компаса, но он редко выступает для большой аудитории. Недавно появились видеоматериалы, свидетельствующие о том, что Ури, похоже, пользуется уловками фокусников, например, фальшивым большим пальцем, однако никаких явных доказательств мошенничества пока не предоставлено.
Сегодня Геллер направляет большую часть своей энергии на семью и творчество. Он – состоявшийся артист, и его творчество в течение многих лет отражалось на страницах газет и журналов. Он также занимается дизайном одежды и драгоценностей. Он дает случайные интервью, и иногда его замечают проезжающим где-то на «Кадиллаке» 1976 года, который он называет «Эффектом Геллера». Его наружные детали изобилуют гнутыми столовыми приборами, каждый из которых побывал во рту знаменитости или исторической фигуры. Он заявил, что намеревается проехаться по Ближнему Востоку, чтобы установить мир в данном регионе.
Учитывая их нежелание пройти лабораторное тестирование при заданных условиях, Геллер и его сгибающие ложки коллеги, вероятно, на долгое время останутся феноменами интересными, но маловероятными. И если бы не скромный набор до сих пор до конца не объяснённых демонстраций, об этих иллюзионистах можно было бы легко забыть вовсе. Будь дары Геллера плодом творческого обмана или мира волшебства с единорогами и феями, совершенно точно, что он очень талантлив и харизматичен. На его примере мы убедились, что человеческий разум обладает невероятными возможностями по манипуляции.