Переглядів: 4988
Исследования останков из могильников возле подножия вулкана на юге Перу позволили выяснить, в каких родственных отношениях состояли между собой древние жители, обитавшие здесь до появления в Америке Христофора Колумба. Также оказалось, что на генофонде представителей коренного населения этих мест появление европейцев почти никак не сказалось.
Предположительно древние перуанцы хоронили свою знать в чульпах (chullpas) — цилиндрических или прямоугольных башнях, сложенных из камня или сырцового кирпича и напоминающих шахматные ладьи. В некоторых частях Южных Анд, особенно в районе озера Титикака, чульпы строили и до, и после вторжения инков.
Похоронные башни как правило достигают высоты двух метров, а самая высокая — 12 метров. Некоторые из чульп безыскусные, а другие, напротив, покрыты затейливым орнаментом. Строения из шлифованного камня археологи относят к инкскому периоду.
Исследователей заинтересовали захоронения доинкского периода, поскольку остается неизвестным, в каких отношениях состояли люди, захороненные в одной чульпе. Что до отношений в обществе, то до прихода инкской цивилизации семьи объединялись в общину — ayllu. Историки предположили, что земля предков переходила по мужской линии, а своих сестер они обменивали на жен, осуществляя своего рода "родственный бартер".
В ходе недавних исследований на базе Варшавского университета и перуанского Католического университета святой Марии были изучены последовательности ДНК останков из шести чульп, расположенных на высоте 4000 метров на склоне горы Кора-Кора, сообщает интернет-портал LiveScience. Благодаря холодному и сухому климату скелеты оказались в должной сохранности, так что ДНК удалось выделить из костей и зубов 27 человек.
Специалисты изучили ядерные ДНК, в которых содержится главный генетический код человека, наследуемый от обоих родителей, а также митохондриальные ДНК, передаваемые только по материнской линии, и Y-хромосомы, наследуемые от отца и определяющие мужской пол.
Исследователи идентифицировали половую принадлежность каждого человека. Для выявления степени родственных связей ДНК древних коренных жителей народа аймара сравнили с геномом 700 современных индейцев Южной Америки.
Так, специалисты узнали, что в одной чульпе хоронили близких родственников. Наиболее вероятно, что каждая община погребала своих членов в одной и той же башне на протяжении нескольких поколений. В двух чульпах находились останки мужчин с идентичными Y-хромосомами — следовательно, в них покоятся представители трех поколений: отцы, сыновья и внуки, что подтверждает доминирование мужчин в культуре древних аймара. И все-таки исключения из правил есть. Так, изучение останков из одной из башен показало, что у троих погребенных в ней мужчин была общая мать, но разные отцы.
Ученые порой идеализируют обычаи и законы патриархального общества, резюмируется в исследовании, опубликованном в апрельском номере журнала BMC Genetics, "но мы не можем исключить ситуаций, при которых они бывали преднамеренно или неумышленно в некоторых ситуациях нарушены".
Однако самым сенсационным оказался еще один вывод, сделанный, что называется, попутно. Народ аймара вообще не испытал последствий испанской колонизации на своем генофонде.
Аймара доныне живут в перуанских регионах Пуно, Сан-Мартин, Анкаш и Юнгай, их самым известным представителем является действующий президент Боливии Эво Моралес. Есть несколько версий происхождения народа аймара. Туземные авторы отстаивают тезис, что культура аймара происходит от высокой культуры Тиуанако (существовала с 1580 года до нашей эры по 1172 год нашей эры), ссылаясь при этом на то, что границы бывшей империи близки к сегодняшнему ареалу распространения языка аймара.
В расположенной на высоте 3600 метров столице империи Тиуанако в XII веке проживало более 40 тысяч жителей. Эта культура считается одной из первых цивилизаций Южной Америки, где начали возводить строения из камня. Несмотря на то, что археологи по ситуации на сегодня расчистили всего лишь одну шестую занимаемой ими некогда территории, их наследие порой рассматривают как главную достопримечательность Южной Америки.
Другие историки, напротив, предполагают, что аймара сами повинны в гибели империи Тиуанако, и именно поэтому их язык стал доминировать в регионе. Согласно их мнению, аймара переселились на север из региона Кокимбо в Чили. Однако данные лингвистики вступают в противоречие с этой версией. Скорее всего, аймара сформировались на севере Анд — прежде всего, в Перу. В языке аймара есть одна удивительная особенность: индейцы представляют время наоборот — будущее для них остается в прошлом, а прошлое еще только предстоит пережить.
Согласно еще одной гипотезе, этническая группа аймара возникла только с приходом испанских конкистадоров, в нее вошли различные индейские народности, порабощаемые захватчиками. Выходит, что общая трагическая судьба сблизила и объединила разные племена в единый народ.