Переглядів: 4037
Ученые выяснили, что дельфины, подобно людям, предпочитают учить "иностранные языки" не в дневное, а в ночное время. Группа афалин (вид дельфинов), выступающая днем в дельфинарии, слышала песни горбатых китов, которые исполнялись в записи в качестве музыкального сопровождения к трюкам. Ночью же "артисты" были замечены за повторением этих "иностранных" песен.
Наверное, каждому из нас когда-то приходилось изучать иностранные языки. И многие помнят рекомендации преподавателей относительно того, что лучше всего иностранные слова запоминаются во сне - поэтому нужно каждый вечер, перед тем, как попасть в объятия Морфея, их повторить. Сложно сказать, основана ли эта методика на каких-то серьезных научных исследованиях или она была разработана эмпирическим путем. Есть предположение, что сон вообще играет ключевую роль в консолидации памяти.
Получается, что вся информация, полученная в дневное время, обрабатывается и записывается в долговременную память именно ночью, во время сна. Так это или нет - до сих пор непонятно, но тем не менее, во многих случаях это работает. Те, кто повторяют слова, тексты и упражнения перед сном, учат иностранный язык намного быстрее.
И вот недавно выяснилось, что эту методику используют не только люди. Оказывается, так поступают и дельфины. Следует заметить, что эти умные и грациозные животные, наряду с шимпанзе, обладают способностью к межвидовому общению (подробнее об этом читайте в статье "Дельфины изобрели межвидовой язык").
Самое интересное, что даже люди этого не могут - до сих пор ни у кого из представителей Homo sapiens не получалось нормально поговорить, например, с гориллой на ее наречии (то есть так, что бы она человека понимала).
Выяснили эту особенность "приматов моря" ученые из Университета Ренна (Франция). Началось все с того, что группа зоологов под руководством Мартины Хаусбергер записывала вокальные упражнения афалин (Tursiops truncatus) в одном из дельфинариев. И вот кто-то из ученых предложил оставить микрофоны на ночь включенными - вдруг удастся зафиксировать что-нибудь интересное. Так и получилось - когда утром исследователи прослушали запись, они обнаружили серию необычных звуков, которые эти животные днем никогда не издавали.
Когда же биологи расшифровали запись, они удивились еще больше. "Странные" звуки оказались ничем иным, как фрагментами брачных песен... горбатых китов (Megaptera novaeangliae). Но откуда дельфины из океанариума могли их слышать? Ведь они родились в неволе, и, соответственно с горбачами не встречались (да и вообще, вряд ли подозревали, что подобные создания существуют в природе).
Ситуацию прояснила беседа с сотрудниками дельфинария. Оказывается днем, во время выступлений афалин, эти песни крутили в записи как фоновое сопровождение их трюков (вместе с криками чаек, шумом океанского прибоя и перекличкой дельфинов разных видов). Ну, а поскольку дельфины обладают хорошей памятью и поразительной способностью имитировать различные звуки, неудивительно, что они их запомнили. И уже ночью воспроизвели в кругу своих друзей и сородичей.
Конечно же, сходство было не полным - специалисты по поведению горбачей сразу же отметили это. Тем не менее акустический анализ показал высокое сходство сигнала самого горбатого кита и ее "перепевки", выполненной дельфином. То есть "копия" получилась весьма качественной. Заинтригованные ученые решили провести эксперимент - они предложили 20 добровольцам, не являющимися специалистами по пению китообразных, вслепую сравнить "песни" горбатых китов, позывные дельфинов и передразнивание китов дельфинами. И что вы думаете, в 76 процентах случаев дельфинам удавалось обмануть слушателя, и он принимал имитацию за собственный сигнал кита!
Кроме того, биологи сделали еще одно интересное открытие - оказывается, "лингвистическая" память у афалин куда лучше, чем полагали ранее. До сих пор зоологи считали, что дельфин может повторить необычный для него звук только лишь непосредственно после того, как он его услышит. А потом он может достаточно быстро забыть его. Однако подопытные афалины из дельфинария днем, как во время представлений, так и позже, когда отдыхали, на языке горбачей совсем не разговаривали. У ученых даже сложилось впечатление, что они специально ждали наступления ночи, чтобы попрактиковаться в "иностранном языке".
Позже выяснилось, что не только попрактиковаться, но и еще обучить своих сородичей. Когда ученым удалось выяснить, кто именно из афалин имитировал песни горбачей, то стало ясно, что это проделывали не только те, кто принимал участие в выступлениях, но и животные, которые еще ни разу не выступали. Уж они-то вообще не могли слышать песни горбатых китов, даже в записи. Следовательно, их разговаривать на иностранном языке научили сородичи, больше некому было сделать это.
Остается открытым вопрос о том, зачем дельфинам вообще понадобилось имитировать песни горбатых китов. Точного ответа не него, к сожалению нет. В то же время есть наблюдения, говорящие о том, что в природе дельфины используют язык другого вида своих родственников при территориальных конфликтах. Отсюда логично сделать вывод, что эти умные животные стараются выучить любой язык, похожий на их собственный - мало ли с кем в дальнейшем придется выяснять отношения и улаживать территориальные споры.
А песни горбачей были очень похожи на звуки и фразы, которыми общаются друг с другом афалины, поэтому-то последние их и выучили (примечательно, что крики чаек дельфины имитировать не стали).
Из этого следует, что даже если дельфины и обладали бы возможностью имитировать человеческую речь, они вряд ли стали бы учить ее. Слишком уж звуки издаваемые нами, не похожи на их язык. Впрочем, возможно оно и к лучшему. Представляете, что люди услышали бы от дельфинов о себе, тех, кто загрязняет их родной дом - океан!