Переглядів: 4492
Генерал Аугусто Пиночет был истовым католиком и защитником христианских ценностей, примерным семьянином, замечательным отцом для своих пятерых детей. Но в историю он вошел как кровавый диктатор, утопивший в крови любимую страну. Хотя некоторые считают его спасителем нации...
Будущий диктатор Аугусто Пиночет с детства увлекался спортом, всю жизнь соблюдал строгий распорядок дня и не имел никаких вредных привычек вроде пристрастия к алкоголю или курению. Любил и ценил книги и хорошую музыку, писал научные труды по географии, геополитике и военной истории, был членом национального Географического Общества и вообще разносторонне развитой личностью.
Образец для подражания
Он хотел быть похожим на блаженного Августина, христианского святого, и Адольфа Гитлера, миролюбивого вегетарианца и гениального (по крайней мере, согласно убеждениям нашего героя) главнокомандующего. А учителями в самом прямом смысле слова были немецкие офицеры, сбежавшие в Чили после Второй мировой войны: именно они преподавали в Академии сухопутных войск, куда Аугусто Пиночет поступил в 1949 году.
Не случайно, придя к власти, Пиночет еще шире распахнул двери в страну нацистским военным преступникам, скрывавшимся от правосудия. При нем бывшие эсэсовцы назначались консультантами, экспертами, комендантами концлагерей в Чакабуко, на острове До-сон, на Огненной Земле. В их числе был даже Вальтер Раух, известный как изобретатель «душегубки». А на Национальном стадионе арестованных исповедовал (чтобы передать военным полученные сведения) некий «отец Хуан» - Ян Скавронек, польский фашист, приговоренный на родине к смертной казни за геноцид евреев и поляков во времена нацистской оккупации.
До сих пор не утихают споры, кем же его считать: кровавым палачом или действительно спасителем нации, сумевшим вывести Чили из глубокого экономического кризиса?
Причина спора здесь в том, что сторонники и противники генерала Пиночета исходят из абсолютно разных предпосылок. Можно долго рассуждать о политике и экономике, высчитывать, какую пользу принесли действия диктатора с этой точки зрения. А можно смотреть на ситуацию иначе: какой ценой достигнут прогресс, даже если таковой действительно достигнут? И какое значение имеют личность и моральный облик диктатора, если в результате его действий огромное количество людей были зверски убиты, подвергались чудовищным пыткам и унижениям, отправлялись в концентрационные лагеря?
Мудрый правитель...
Как известно, генерал Пиночет, друг президента Чили Сальвадора Альенде, пришел к власти путем государственного переворота 11 сентября 1973 года. И первое, с чего он, как и положено диктатору, начал, приказал своим офицерам расстрелять дворец, где укрылся законно избранный президент. Уничтожив своего бывшего друга Альенде, Пиночет начал войну с собственным народом.
Добиться тотального устрашения проще всего массовыми репрессиями, когда большинство людей даже не успевают понять, за что их арестовывают и отправляют на казнь. Вот почему «сомнительных» людей по обвинению в симпатиях к коммунистам тысячами начали сгонять на центральный стадион и велодром Сантьяго, превращенный в концлагерь. Чувствуя свою полную безнаказанность, военные, не задумываясь, действовали как каратели, устроив себе ежедневное кровавое развлечение: людей расстреливали, даже не интересуясь их именами, до двухсот пятидесяти в день. По ночам со стадиона вывозили горы трупов: их спешно закапывали в огромных братских могилах на пустырях и заброшенных кладбищах либо везли в рефрижераторах в порт Вальпараисо и сбрасывали в море или реку Мапочо, запрещая доставать трупы из становившейся красной воды. «Какая экономия!» - цинично восклицал по этому поводу Пиночет.
Тех, чей рассудок был не в силах справиться с ужасом и кто сходил с ума на стадионе, также расстреливали. Многие пытались покончить с собой, бросаясь вниз с верхних трибун, чтобы избежать пыток и издевательств.
Группа ученых из Боливии, попавших на стадион и чудом уцелевших, дала показания, что в раздевалке и помещении медпункта стадиона находилось множество обезглавленных человеческих тел, четвертованных трупов, трупов со вспоротыми животами и грудными клетками, трупов женщин с отрезанными грудями.
Одновременно по национальному телевидению показывали идиллические сюжеты, ничего общего не имеющие с реальностью. Так, в конце 1973 года генерал Пиночет должен был посетить поселок Кинта-Белья и торжественно переименовать его в Буин - в честь военного полка. Перед его приездом всех жителей поселка согнали на стадион, отобрали двести человек, из них немедленно расстреляли тридцать, а остальных объявили заложниками. Когда визит диктатора демонстрировался по ТВ, то по поводу рыдающих вокруг Пиночета женщин комментатор пояснил, будто это слезы счастья и благодарности местных жителей генералу за освобождение от марксизма...
В Чили только в первый месяц после переворота были убиты 30 с лишним тысяч человек. Еще 12,5 тысячи погибли за годы диктатуры под пытками, умерли в тюрьмах, были застрелены на улице. Пропали без вести более 1200 человек. Более 36 ООО человек сообщили, что они подвергались пыткам. И более 250 ООО человек рассказали о том, что им угрожали. Сеть концентрационных лагерей раскинулась по всей стране. Поощрялись доносы: стукач получал премию полтора миллиона эскудо и имущество того, на кого донес.
Неблагодарный народ
Каков же «грандиозный» результат, во имя которого было никак не обойтись без подобных чудовищных жертв?
В апреле 1975 г. в Чили была введена в действие разработанная американскими экономистами - «чикагскими мальчиками» - политика «шоковой терапии». Она предусматривала приватизацию государственных предприятий, отмену контроля над ценами, повышение подоходного налога, «замораживание» зарплат, сокращение капитальных вложений в госсектор, введение платного высшего образования, частной и чрезвычайно дорогой медицины.
Последствия «шоковой терапии» оказались и вовсе катастрофическими.
Падало производство, росли стоимость жизни, безработица, смертность, ставшее платным образование заставило многих детей бросить школы, а неконтролируемый рост цен на жилье вынуждал людей переселяться в настоящие трущобы. Больше двух миллионов человек оказались живущими в условиях абсолютной нищеты. Страна кое-как балансировала на грани полного краха лишь за счет внешних кредитов, которые брались под огромные проценты.
Странное какое-то «экономическое чудо» получилось...
Неудивительно, что в 1986 году на диктатора было совершено покушение: его автомобиль обстреляли на дороге из Сантьяго в загородную резиденцию.
Впрочем, для самого Аугусто Пиночета главной неприятной неожиданностью явилось даже не это покушение, а то, что, по необъяснимой причине, неблагодарный народ, просто обязанный, по всей логике, за все вышеизложенное ноги мыть своему спасителю и воду пить, с треском «прокатил» его на выборах 12 декабря 1989 года, вытерпев всего лишь каких-то шестнадцать лет столь «демократичного и мудрого» правления. А он-то, наивный идеалист, был так уверен в победе, что допустил проведение этих выборов и вовремя не подсуетился, чтобы подтасовать результаты. Что ж: его пример, как сказал поэт, другим наука.