Переглядів: 4961
Таяние вечной мерзлоты в Арктике освободит ещё больше метана, чем считалось.
Многие ледники сидят, словно колпачки, на природных ловушках этого парникового газа, где он скапливается, просачиваясь из угольных и газовых месторождений. Никто не знает, сколько уже накопилось. Кроме того, имеются более мелкие месторождения метана в мёрзлом грунте, образовавшиеся в результате гниения растительного материала.
Зимой, когда Аляска была покрыта льдом, Кейти Уолтер Энтони из Университета Аляски в Фэрбенксе (США) и её коллеги с высоты птичьего полёта изучили 6 700 озёр штата в поисках отверстий во льду, которые указывали бы на утечку метана. Затем специалисты проанализировали образцы газа, выходящего из пятидесяти таких отверстий, дабы определить его возраст. Аналогичное исследование было проведено в Гренландии: там было охвачено 25 озёр.
Там, где ледники отступают или тает вечная мерзлота, метан оказался старым, пришедшим из глубин Земли. Компьютерное моделирование показало, что Аляска отпускает его в атмосферу на 50–70% больше, чем считалось. Когда станет ещё теплее, к процессу присоединятся глубокие хранилища метана Канады и Сибири, пока ещё покрытые льдом.
Г-жа Уолтер Энтони полагает, что наличие нефти и газа в Антарктике тоже свидетельствует о присутствии там старого метана.
Следует отметить, что это не единственная проблема. Исследователи из Гарвардского университета (США) с помощью компьютерных моделей обнаружили, что роль приполярных рек в накоплении ртути в Арктике недооценивалась примерно вдвое. Это говорит о том, что концентрация нейротоксинов может вырасти ещё больше в результате изменения гидрологического цикла в регионе и таяния вечной мерзлоты из-за перемены климата.
Ртуть, напомним, попадает в окружающую среду в результате деятельности человека (например, сжигания угля или добычи полезных ископаемых). Микроорганизмы превращают её в метилртуть, и в таком виде она накапливается в живых существах. Её особенность в том, что она остаётся в окружающей среде в неизменном виде, путешествуя по пищевым цепочкам от планктона к рыбе, морским млекопитающим и людям, становясь всё более концентрированной и опасной.
Каким образом ртуть попадает в реки, остаётся непонятным. Крупнейшие реки бассейна Северного Ледовитого океана — Енисей, Лена и Обь, а там ситуация тёмная... Американские учёные осторожно грешат на сибирские шахты, в которых добываются золото, серебро и собственно ртуть.
Подготовлено по материалам NewScientist и Гарвардского университета.