Переглядів: 3115
Разнообразие расцветок даже в пределах одного вида объясняется случайной генетической вариацией и «эстетическими пристрастиями» местных хищников, которым этот «камуфляж» не понравился сильнее других.
Ядовитые лягушки-древолазы являют истинно тропическое буйство красок: их кожа покрыта разноцветными полосами и пятнами, яркости цвета может позавидовать неоновый рекламный щит. Вызывающая окраска, казалось бы, имеет вполне очевидное объяснение: яд амфибий должен быть чем-то подкреплён, хищник должен чувствовать опасность заранее, до того, как его схватит земноводное.
Но тут-то и кроется странность: зачем нужно вырабатывать такое разнообразие расцветок, когда хватит одного узора?
И речь идёт не только о межвидовом разнообразии расцветок. Лягушка-древолаз Ranitomeya imitator, обитающая в перуанских джунглях, обладает десятью вполне различимыми вариациями в узоре на коже. Не разумней ли было оставить какую-то одну? Ведь хищники вряд ли сумеют запомнить весь набор, и в итоге спектр ядовитых цветов может обернуться против их обладателей. Чтобы выяснить, зачем R. imitator так много вариантов расцветок, зоологи из Монреальского университета (Канада) предприняли своеобразный эксперимент. Они сделали из мягкой глины около 3 600 моделей лягушек, каждая величиной 18 мм, и раскрасили их двумя разными способами: в жёлтые полосы и в сетчатый, жирафоподобный узор из зелёных линий.
Обе раскраски характерны для лягушек Ranitomeya imitator из разных мест обитания: одни живут в низинах в бассейне Амазонки, другие поднялись в долину, располагающуюся на высоте 500 метров. Между собой популяции разделены непреодолимым горным хребтом. В каждой зоне учёные проделывали одну и ту же операцию — рассаживали глиняных лягушек на древесных листьях. Часть глиняных муляжей была выкрашена в коричневый цвет, имитируя неядовитых амфибий.
Через три дня зоологи проверяли, как часто на глиняные подделки нападали птицы. Оказалось, что птицы отличали «своих» от «чужих». Например, в горной долине, где обитали древолазы с сетчатым узором, такую расцветку пробовали «на зуб» в 7,2% случаев, тогда как простые коричневые фигурки атаковались в 14,2% случаев, а те же самые R. imitator, но с низинными жёлто-полосатым узором — в 26,6%. В низине же наблюдалась обратная картина. Результаты исследования будут опубликованы в журнале American Naturalist.
Очевидно, сталкиваясь с разной расцветкой, следует задать себе вопрос, где живёт её обладатель. По словам авторов работы, разные узоры могли возникать в результате обычной изменчивости. Но потом случайно появившаяся расцветка могла быть «выбрана» хищниками — в том смысле, что обладатель какого-то узора меньше других повергался атакам. В итоге «ядовитая» раскраска закреплялась в лягушачьей популяции, обитающей на определённой территории.
Можно сказать, что расцветка служит этим амфибиям чем-то вроде прописки или регистрации: за пределами своего района им жизни нет.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.