Переглядів: 3617
Арктика — мозаика морей, ледников и северных окраин континентов — место, которое большинство из нас никогда не увидит. И большинству из нас при упоминании Арктики в голову приходит одно — лёд.
Однако бытие морского льда в Арктике кардинальным образом меняется, и его присутствие уже не будет чем-то само собой разумеющимся совсем скоро, при нашей жизни.
По данным международной группы исследователей, Четвёртый доклад (2007) Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) неверно оценил тенденции истончения и дрейфа арктических морских льдов, а в некоторых случаях существенно их недооценил. В документе говорится, что Арктика к 2100 году будет свободна ото льда летом. Пьер Рампал из Массачусетского технологического института (США) и его коллеги считают, что это произойдёт на несколько десятилетий раньше.
Цель работы МГЭИК, созданной ООН в 1988 году, — дать среднее из многих выводов. Иногда её критикуют за прогнозирование в соответствии с «наименьшим общим знаменателем» климатических исследований. Вот и сейчас после сравнения моделей МГЭИК с фактическими данными учёные заключили, что арктический морской лёд становится тоньше в среднем в четыре раза быстрее, чем говорит доклад, и дрейфует вдвое быстрее.
Отчасти промах может быть связан с неадекватным моделированием механических сил, действующих на поверхности и внутри льда в Арктическом бассейне. Модели МГЭИК в значительной степени сосредоточены на колебаниях температуры, но ветрá и течения не менее важны. Они превращают лёд в «тесто», и эта масса из мелких кусочков ведёт себя иначе, чем лёд обычный.
Особенно значительную роль механические силы играют в зимний период, когда лёд практически не тает. Раньше в это время основная часть Северного Ледовитого океана была покрыта толстым слоем льда. Сегодня этот лёд тоньше, и под влиянием ветров и течений он распадается на «ледовые ансамбли», то есть уже не представляет монолитной массы. Летнее потепление приводит к дальнейшему распаду. Учёные называют такие группировки льдин блинами из-за их округлой формы.
И зимой, и летом такой лёд стремится сбежать из Арктического бассейна — чаще всего через пролив Фрама, широкую полосу воды между Гренландией и архипелагом Шпицберген. Чем меньше льдина, тем больше шансов на то, что она пройдёт через пролив и растает, оказавшись в более тёплых водах.
Но есть и обратная тенденция, которая может противодействовать потере льда. Например, крупные трещины в зимнем ледяном покрове способствуют созданию нового льда, поскольку очень холодный воздух вступает в контакте с жидким океаном и замораживает его.
Из-за этих противоречивых тенденций предсказать будущее морского льда в Арктике чрезвычайно сложно. Необходимо более тщательное моделирование и больше непосредственных наблюдений, особенно механических сил и других явлений, которые ещё мало изучены. Исследователи из Массачусетского технологического института и Лаборатории реактивного движения НАСА работают сейчас над объединением моделей и результатов наблюдений.
Надо заметить, МГЭИК и сама признала, что в её докладе 2007 года слишком много розового. Вскоре после его публикации председатель группы Раджендра Пачаури предупредил: «Дела будут идти всё хуже и хуже».
Результаты исследования будут опубликованы в издании Journal of Geophysical Research — Oceans.
Подготовлено по материалам Массачусетского технологического института.