Viewings: 4447
Одна из многочисленных загадок Востока - Шамбала, легендарная страна, которую столетиями искали буддийские мудрецы в поисках истины и просветления. В их представлениях эта страна имела приблизительную географическую прописку - к северу от Индии, в районе рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи - то есть в Центральной Азии.
Известно даже время появления легенды об этой скрытой от глаз посторонних стране: X век. К этому времени относится текст Калачакра-тантры, содержащий первое упоминание о Шамбале. Учение калачакры, как утверждают, получено от Будды Шакьямуни через царя Сучандру, побывавшего в Южной Индии в поисках знаний. Шамбалу найти не так-то просто: дорогу туда могут найти лишь люди, чистые сердцем. Она сделалась невидимой для человеческих глаз после мусульманского вторжения в Центральную Азию в IX веке. Этой стране уготовано, что называется, большое будущее и важная миссия: при 25-м царе Калке Радже, который будет десятым воплощением бога Вишну, произойдет великая битва между силами добра, воинством Шамбалы, и силами зла, противниками буддизма. Победителями в ней будет воинство Шамбалы.
После чего наступит новая эпоха распространения буддизма и явится Пятый Будда - Майтрейя. Цари Шамбалы правили и правят согласно с учением Будды Шакьямуни (всего их 32) и призваны сохранять Шамбалу до момента упомянутой великой битвы ее сил с полчищами варваров.
Однако все это совсем не означает бесперспективность поисков Шамбалы хотя бы историками среди древних цивилизаций прошлого во вполне конкретном историко-географическом пространстве.
По мнению советских ученых Кузнецова и Гумилева, изучавших старинные тибетские карты, эта страна не такая уж и мифическая: она существовала в прошлом. Возможно, речь идет о Сирии эпохи царской династии Селевкидов, когда Сирия была могущественным государством своего времени. На персидском языке Сирия - Шам, а слово «боло» означает «поверхность». Слово «Шамбала» переводится как «господство Сирии», что отражает политическую реальность III-II веков до нашей эры.
Среди других вероятных мест расположения Шамбалы исследователи называют Северный Афганистан, горы Кунь-Луня, пустыню Гоби, Западный Китай.
О Шамбале подробно писали Николай и Елена Рерих - эта страна описана в их труде об учении «Живая Этика». В путевых дневниках, написанных во время путешествия по Тибету, Николай Рерих рассказывал о «большом количестве пещер в горах и горных убежищ, куда время от времени уходят некоторые ламы и откуда не все возвращаются обратно». В древних сказаниях говорится о глубоких подземных ходах и пещерах, которые ведут в подземные города, где имеются лаборатории и великолепные библиотеки. Считается, что там все сохранилось от начала мира.
У российских староверов есть предание о Беловодье, которое по своим описаниям весьма напоминает Шамбалу.
Есть еще и теософская традиция, согласно которой Шамбала - пространство, где находятся великие Учителя, направляющие эволюцию человечества, а для непросветленного человека она невидима и недоступна.
Чем же так привлекательна эта мифическая страна, о которой многие слышали, но которую мало кто видел? Согласно сказаниям, жители Шамбалы обладали многими полезными способностями: могли излечивать себя от любых болезней, читать чужие мысли, заглядывать в далекое будущее и жить до ста лет. Царь Шамбалы имел зеркало из стекла, дававшее возможность видеть на большие расстояния, а кроме того, у него имелись специальные линзы, позволявшие изучать жизнь на других планетах через застекленную крышу. По версии жителей Тибета, северное сияние излучают стены, окружающие Шамбалу.
Европейцы, конечно же, не могли остаться в стороне от поисков Шамбалы. И их взгляды обращались прежде всего в сторону Тибета. Европейцы предполагали, что жители Тибета поддерживали с Шамбалой близкие сношения, но держали их в тайне. Тем более что сами тибетцы утверждают, что заимствовали у Шамбалы свою календарную и астрологическую системы, а также сведения о медицине, некоторые элементы духовной музыки, живописи и архитектуры.
В 1627 году два миссионера-иезуита Йоак Каброль и Эстевар Каселла, которые пытались распространять учение Христа в Бутане, принесли на Запад легенду о спрятанном в далеких Гималаях земном рае. Однако об отправке испанских или португальских экспедиций на поиски Шамбалы ничего неизвестно: очевидно, поскольку доплыть до нее на кораблях было невозможно, эти страны - покорительницы морей потеряли к данной затее какой-либо интерес.
А вот XX век ознаменовался неоднократными попытками найти легендарную страну. Поиски велись на Памире и в Гималаях.
Известный историк Лев Гумилев в статье «Страна Шамбала в легенде и в истории» рассказывал об учителях Гитлера, Дитрихе Эккардте, Карле Хаусхофере и Альфреде Розенберге, сделавших свои выводы из тибетских мифов о далекой стране: «Фашистские идеологи исходили из того, что в глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала - центр могущества и насилия, управляющий стихиями и народами. Маги, водители народов, якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие жертвоприношения, побеждая равнодушие «Могуществ» - сил мрака, побуждали их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов евреев и 750 тысяч цыган».
Впрочем, посвященные утверждают, что путь в Шамбалу лежит не столько во внешнем мире, сколько во внутреннем пространстве человека, и образованные ламы представляют Шамбалу как внутреннюю реальность - это особое состояние психики, которого можно достичь в процессе самосовершенствования. Нахождение Шамбалы, таким образом, означает достижение просветления.
О том, как попасть в Шамбалу, подробную инструкцию оставил в 1775 году III панчен-лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Его произведение называлось «История Арьядеши и путь в Шамбалу, Святую землю». Лобсанг Палден Еше - любопытная, нужно сказать, личность. Он появился на свет в 1737 году, а четыре года спустя был признан тулку - переродившимся панчен-ламой и воплощением Будды Амитабхи. Его поселили в монастыре Ташилунпо, резиденции панчен-лам, и еще в юности лама проявил незаурядные способности и обнаружил наклонности к мистицизму, сложным духовным занятиям, увлечение историей, поэзией, искусством афоризма. Земную жизнь он закончил в 1780 году, умерев от оспы во время миссионерского путешествия в Пекин в сопровождении большой делегации.
Составлен трактат о путешествии в Шамбалу в жанре садхана - инструкции по тантрической медитации, а путешественник в эту страну там назван садхака. Наиболее точно перевести этот термин можно как «психонавт». Настоящий психонавт не преследует в своем путешествии меркантильных целей, а движим исключительно желанием служить всем живым и страдающим существам. Важным для путника является владение искусством созерцания и медитации. Выдвигаться следует в северном направлении, но сигнал к началу путешествия психонавт должен получить во сне. Тем, кто не получил такого разрешения, не стоит даже порываться: своей цели они не достигнут, а лишь нарвутся на крупные неприятности - их будут преследовать демоны и злые духи.
Однако и призванным психонавтам следует быть бдительными: на своем пути они встретят ужасных чудовищ; так воплощается вибрирующая непознанная энергия, до поры до времени притаившаяся в нашем подсознании. Лобсанг Палден Еше подробно описал то, с чем сталкивается путешественник в Шамбалу: фантастические пейзажи, горы, рощи, сады, реки, пустыни, города, невиданные растения, рыбы, птицы, люди, всевозможные жуткие и прекрасные существа.
На пути паломника встретятся горы Гандхары, где обитают хищные крылатые львы, и психонавту будет необходимо собрать погубленных ими животных, из мяса приготовить жертвоприношение, а кровью на угольной скале нарисовать беспощадную богиню - демоницу Мандеку, ее «тело, ужасное обвитое сброшенной человеческой кожей; зубы красные, зло оскаленные, когда она ест из черепа, наполненного кровью и сердцами». У реки Сатваланы психонавт должен остановиться на отдых и поднабраться сил. Вдоль речных берегов растет красный дикий рис, и кашей из этого риса, заправленной медом, должен питаться путешественник.
Заговорив пищу при помощи мантры под названием «Драгоценность пространства», он должен угостить обитающих в быстрых водах рыб. А рыб там много: с головами людей, обезьян, тигров, львов, леопардов, коров, ворон, попугаев. После угощения царь Рыб перенесет садхаку на противоположный берег. После чего психонавт достигнет снежных гор, где протекает много речушек, впадающих в 80 000 озер и в чистую реку. На востоке и на западе воды ее собираются в ядовитые холодные озера, в которых не могут обитать «ни рыба, ни крокодилы, ни птицы, а лишь одни существа из преисподней».
С ними нужно быть осторожным: если человек прикоснется к этой воде, то сразу превратится в янтарь. По ее берегам высятся горы медного цвета с тысячами пещер, где живут демоны с медными губами и конскими головами, женщины-полубогини из рода асуров, дочери подземных властителей - нагов, чарами и обворожительными песнями пытающиеся соблазнить садхаку. Психонавту, устремившемуся в Шамбалу, не подобает ни восхищаться, ни соблазняться, ни пугаться, ни отчаиваться, ни поддаваться унынию от всего увиденного, а лучше вспомнить важнейшую заповедь буддизма: «Пустота не может ранить Пустоту» - и, созерцая Пустоту, идти дальше.
По мере приближения к цели странствия путнику уже не будут страшны злые духи и джинны, поскольку он их сможет сходу укрощать силой своей мудрости. Перед взглядом паломника предстанут заснеженные горы в виде белого лотоса - так выглядят стены Шамбалы. Затем следует спуск в низину, название которой «Вечно счастливая». Оттуда откроется искрящаяся столица Шамбалы - Калапа. Перед входом туда путешественник должен пройти обряды очищения - курить фимиам, разбрасывать цветы, произносить мантры и медитировать. В каждом конкретном случае это может занять разное время - один день, неделю, две или даже месяц. Почувствовав чистоту, психонавт может войти в город. Шамбалу окружают горы, лее и двадцать восемь городов, а ее столица Калапа находится в центре страны. Главное здание в ней возведено из драгоценных камней, а ее жители говорят на языке богов - санскрите.
Однако помимо духовного значения, легенда о Шамбале представляла и вполне практический интерес. Например, Шамбала, как ни удивительно, была вовлечена в геополитические построения XIX-XX веков.
Легенду о загадочной стране вывел на высокий уровень международной политики бурятский монах Агван Доржиев (1854-1938). Он учился в Лхасе, столице Тибета, и стал одним из официальных оппонентов в диспутах по философским вопросам - ассистентом-наставником - Тринадцатого Далай-ламы. Кроме того, играл роль наиболее доверенного советника лидера Тибета в вопросах политики.
В историю колониальных разделов в Азии этот монах решил внести и свою лепту. За соперничество над Тибетом в то время спорили Китай и Англия. И Доржиев решил расширить круг претендентов на эту страну. Он стал убеждать далай-ламу обратиться за покровительством к России, уверяя его, что Шамбала - страна, по легенде, расположенная к северу от Тибета, - это Россия, а российский император Николай II - реинкарнация ламы Цинкапы, одного из весьма уважаемых в буддийской традиции религиозных деятелей. Согласно некоторым данным, он даже пытался вывести родословную династии Романовых от правителей Шамбалы.
Доржиев организовал несколько делегаций к российскому царскому двору и встречался с императором, добиваясь гарантий военной помощи Тибету в случае нападения третьей стороны, однако его старания успехом не увенчались. Зато видимым результатом такого окучивания петербургской почвы стало строительство буддийского храма Калачакры в Санкт-Петербурге. Разрешение на его постройку Доржиев испросил от имени живших в российской столице бурят и калмыков. Первая же публичная церемония, проведенная в новом храме в 1913 году, была приурочена ко дню трехсотлетия династии Романовых и посвящена молитвам за ее долгую жизнь. В комитет по строительству храма Калачакры входил и русский художник Николай Рерих, по его проекту были выполнены витражи этого храма.
Еще одна ситуация, когда Шамбала стала незримо присутствовать в политических событиях своего времени, сложилась в 20-е годы XX века. Известный персонаж Гражданской войны в России барон фон Унгерн-Штернберг - мистик, наркоман и борец с большевиками - был полевым командиром Белой гвардии и сражался с красными в Сибири. При поддержке Японии он решил освободить Монголию и в 1920 году вторгся туда с войсками. Барон стремился заручиться поддержкой своего предприятия со стороны тонкого мира. Как свидетельствует польский ученый Фердинанд Оссендовский, путешествовавший по Внешней Монголии в годы Гражданской войны и походов барона Унгерна, автор вышедшей в 1922 году книги «Звери, люди и боги», монгольские ламы рассказали ему об Агарти - подземном царстве, которое находится под Монголией. Им правит «Царь мира».
В мрачном будущем разразится страшная война и наш мир уничтожит материализм. В это время жители страны Агарти выйдут из своего подземного царства и положат конец этим ужасам и насилию. Такие сведения перекликаются с древними текстами, где речь идет о правителе Калке из Шамбалы, который придет на помощь миру, чтобы остановить ведущую к концу света войну. Оссендовский рассказал эту историю барону Унгерну, и тот для поисков Агарти дважды отправлял экспедиции во главе с принцем Паулзигом. Вторая экспедиция закончилась загадочно - принц Паулзиг пропал. Означает ли это, что он достиг своей цели и нашел Агарти?
Надо сказать, что и сам Фердинанд Оссендовский был непрост. Другой поляк, воевавший в те годы в армии Унгерна, инженер Камил Гизицки, рассказал в своей книге «Пересекая Уранхай и Монголию» о том, что Оссендовский передал Унгерну химическую формулу для изготовления ядовитого газа.
Оппонентом барона Унгерна в монгольских степях стал Сухэ-Батор - лидер коммунистического правительства Монголии, тоже отнюдь не чуждый мистических идей. Вдохновляя на борьбу с «черным бароном» свои войска, он обещал им, что в следующей жизни они переродятся воинами Шамбалы. Агитация во имя Шамбалы имела успех. В конце 1921 года его войска при помощи Красной армии взяли столицу Монголии Ургу (коммунисты переименовали этот город в Улан-Батор, в переводе с монгольского - «красный богатырь»), В 1924 году на карте мира появилось еще одно социалистическое государство - Монгольская Народная Республика. Однако это не означало расставание монголов с легендой о Шамбале.
Шамбала вновь стала актуальным политическим понятием в 1937 году, когда Япония оккупировала китайскую провинцию Внутреннюю Монголию. Стремясь заручиться поддержкой монголов, японская пропаганда подняла на щит утверждение, что Шамбала - это не что иное, как Япония.
В первой половине XX века легенду о Шамбале использовали в политических целях германские нацисты. Были даже идеи добиться покровительства гитлеровскому режиму со стороны Шамбалы. Одним из проповедников дружбы Германии с загадочной азиатской страной был Карл Хаусхофер. В начале XX века он был германским военным советником в Японии. Хаусхофер любил Восток, японскую культуру, изучил японский язык и древний санскрит, год проучился в Тибете. В 1918 году он основал в Берлине оккультное общество «Врил», которое должно было установить контакт с живущими под землей сверхсуществами. По мысли Хаусхофера, они проживали в Тибете. Там же обитали истинные арийцы.
Любимой темой для теоретических построений Хаусхофера была геополитика. Согласно его теории, раса достигает могущества, когда расширяет свое жизненное пространство - Lebensraum, покоряя соседние страны. В начале 1920-х годов Хаусхофер встает во главе Института по геополитике в Мюнхене и с 1923 года убеждает в правоте своих воззрений Адольфа Гитлера. Когда Гитлер приходит к власти, Хаусхофер агитирует его организовать специальный научный институт «Аненербе» - бюро по изучению родового происхождения. Главным его заданием было исследование истоков возникновения арийской расы.
Важным регионом для этих исследований была Центральная Азия.
Согласно его теории, две группы арийцев мигрировали на юг из Гипербореи. Одна из групп мигрировала в Атлантиду и там смешалась с лемурийцами. Их потомки увлеклись черной магией и занялись завоевательными войнами. Была и другая ветвь арийцев, которые откочевали на юг. Они прошли Северную Америку и северную часть Евразии, пустыню Гоби. Там они основали страну Агарти. Немецкие оккультисты из Общества Туле страну Агарти ассоциировали с Асгардом - страной, где обитали боги скандинавской мифологии. Сравнивали Агарти и с Арианой - родиной ариев. Это персидское название, заимствованное и древними греками.
Ариана располагалась на пространстве от Восточного Ирана, на землях Афганистана и дальше, до Узбекистана. После глобальной катастрофы страна Агарти ушла под землю. В представлениях оккультистов Агарти являлась страной добродетели и светлого пути, а Шамбала - страной грубого материализма, зла и насилия, где сконцентрирована негативная энергия.
Общество Туле планировало заключить с Шамбалой договор, но сотрудничать и помогать немецким оккультистам согласилась лишь Агарти. В середине 20-х годов XX века в немецких городах Берлине и Мюнхене имелись колонии индусов и тибетцев под названием «Общество зеленых людей», они находились в «астральной связи» с Обществом зеленого дракона в Японии. Членом этого общества был Хаусхофер, он вступил туда предположительно в первые годы своего пребывания в Японии. Во главе таинственного Общества зеленых людей стоял тибетский монах, которого называли «человеком в зеленых перчатках» и который был хранителем ключей от Агарти. Высказывалось предположение о его частых визитах к Гитлеру.
В поисках скрытой в снегах Тибета страны из Германии туда регулярно с 1926 по 1943 год посылались экспедиции. Во время третьей экспедиции в Тибет во главе с Эрнстом Шэффером, организованной «Аненербе» и состоявшейся в 1938-1939 годах, антрополог Бруно Бегер занимался измерением черепов среди множества тибетцев и сделал заключение, что тибетцы - это переходная раса между арийцами и монголами и потому могут стать мостом для союза Германии и Японии. Косвенные сведения, полученные в результате захвата Берлина войсками союзников в конце войны, подтверждают эти предположения.
Советские войска обнаружили в столице поверженного рейха около тысячи трупов солдат, совершивших самоубийство; они относились к гималайской расе, носили немецкую униформу и не имели при себе документов, удостоверяющих личность. Именно так - совершить харакири, защищая свою честь, - должны были поступить члены японского Общества зеленого дракона. Так поступил и его член Карл Хаусхофер. Он сделал себе харакири, не желая предстать перед Нюрнбергским трибуналом.
В публикациях, посвященных оккультной составляющей нацизма, было высказано предположение, что лидер Третьего рейха Адольф Гитлер восцользовался могуществом Шамбалы. Согласно этим исследованиям германские нацисты, руководствуясь доктриной мистика, оккультиста и геополитика Карла Хаусхофера и Общества Туле, снаряжали экспедиции в Тибет, дабы заручиться поддержкой со стороны Шамбалы для воплощения грандиозных планов военных завоеваний и переустройства мира. Хаусхофер стоял у истоков общества «Врил», тесно связанного с Обществом Туле, и был пропагандистом своих идей среди верхушки нацистского рейха, прививая свои воззрения фюреру Германии Адольфу Гитлеру.
Загадочная страна Шамбала веками привлекала жителей Азии и Европы таинственным неземным, выходящим за рамки обычного восприятия реальности существованием. Чего тут больше и что представляет собой Шамбала - исторический курьез, игру воображения, воплощение стремлений к великим географическим открытиям или желание заглянуть за горизонт не только пространства, но и реальности - Шамбала не дает ответа на эти вопросы и продолжает хранить свою загадку.