Viewings: 2975
Серия землетрясений в промышленно развитой части Италии усугубила непростую ситуацию в экономике страны. Случай этот, увы, не уникален: колебания земной коры, причиняя серьезный материальный ущерб, нередко вносят коррективы в экономические прогнозы.
В конце мая в Италии произошло несколько сильных землетрясений, повлекших гибель людей и серьезные разрушения. Причем эпицентры толчков находились в северных областях – в провинциях Феррара, Модена и Болонья. Там, где производится основная часть итальянского ВВП. Поэтому ущерб от стихийного бедствия, по-видимому, окажется немалым. Например, согласно информации РИА "Новости", в национальной ассоциации сельскохозяйственных производителей Coldiretti уже подсчитали, что убытки агропромышленного комплекса Италии после землетрясения, произошедшего во вторник в области Эмилия-Романья, могут составить около ?500 миллионов.
Эта же область больше всего пострадала и от предыдущего землетрясения, произошедшего 20 марта. В итоге разрушились многие сельскохозяйственные предприятия и склады, было повреждено оборудование. Уничтожены около миллиона голов популярных итальянских сыров пармезан и грана падано.
Пострадали и другие отрасли экономики, в частности, автомобилестроение. Но хуже всего то, что подземные толчки продолжаются, и ученые не могут спрогнозировать развитие ситуации. Похоже, на севере Италии образовался новый разлом земной коры, который еще даст о себе знать: возможно, грядут даже более сильные толчки. В этих условиях люди не могут вернуться в дома, а предприятия вынуждены приостановить производство на неопределенный срок. Так, уже остановлены цеха известных автопроизводителей Ferrari, Lamborghini и Maseratti.
Одним словом, для любителей сыров и спорткаров наступают тяжелые времена. Итальянская экономика оказалась в гораздо худшем положении, чем прогнозировали эксперты. Еще задолго до землетрясений ей угрожала судьба Греции: государственный долг Италии перевалил за 120% ВВП и продолжает расти, ставки по кредитам приблизились к критической черте в 7% годовых, а экономический рост тем временем совсем заглох. Согласно последнему прогнозу ОЭСР, Италию ожидает рецессия, как минимум, в этом и следующем годах: итальянская экономика усохнет, соответственно, на 1,7% и 0,4%. Теперь же, с учетом неопределенности сейсмической ситуации на севере страны, прогнозы могут еще ухудшиться. Очевидно, что столь серьезные проблемы в четвертой по величине европейской экономике негативно скажутся на конъюнктуре всего Евросоюза. А поскольку вопрос об изгнании Италии из еврозоны даже не рассматривается, видимо, евро ожидают еще более тяжелые времена.
В принципе, нет ничего удивительного в том, что в сейсмически опасных регионах, к коим относится половина территории Италии, часто происходят землетрясения. Их фиксируется в этой стране около 2 тыс. в год. Правда, как правило, это довольно слабые толчки. Однако бывает и иначе: так, в 2009 г. сильнейшими подземными толчками был разрушен средневековый город Аквила. Во всем мире же только в нынешнем мае произошло около десятка сильных землетрясений, повлекших крупный ущерб и человеческие жертвы. Даже из наших ближайших соседей кое-кого тряхнуло – Азербайджан и Таджикистан.
При этом замечено, что год от года катаклизмы становятся все более разрушительными. И это не удивительно, ведь человеческая цивилизация постоянно развивается, растет и возводит все более дорогостоящие и, увы, хрупкие конструкции. По оценкам швейцарской страховой компании Swiss Re, в 2010 г. природные и антропогенные катастрофы причинили мировой экономике ущерб в $226 млрд, а в 2011-м – в $370 миллиардов. Эта цифра является абсолютным рекордом за всю историю, а основной ущерб – более половины от общей суммы потерь – нанесли землетрясение и вызванное им цунами, произошедшие в начале марта прошлого года в Японии.
Катастрофой №1 2010 г. было мощное землетрясение на Гаити. Тогда погибли более 300 тысяч человек, полтора миллиона остались без крова (до сих пор треть из них живет в палаточных городках). Впрочем, с чисто экономической точки зрения это землетрясение было не столь разрушительным, как японское – просто в силу того, что экономика Гаити по своим масштабам была куда меньше японской. Общий материальный ущерб острову составил порядка $8 млрд, тогда как Японии стихия нанесла урон на более чем $200 миллиардов.
Очевидно, что столь сильные катаклизмы способны подкосить даже очень устойчивую экономику. Особенно если существует риск повторения подобных встрясок. Так, после событий прошлого марта японские концерны стали активнее выводить свои производственные мощности с родных островов – по всей видимости, Япония продолжит сдавать позиции на мировой экономической арене. Такая же судьба может ожидать теперь и Италию.
Андрей МИЛОВЗОРОВ