Viewings: 3525
"В глубокой древности люди верили в пророческое происхождение снов, и такие сны носили название "вещих". Историки упоминают о множестве таких снов", - писала газета "Новое время" в июле 1896 года. Так какие же вещие сны видели исторические деятели разных эпох?
Вот, скажем, Калкурния, жена Юлия Цезаря, накануне того дня, в который он погиб, видела во сне всю будущую сцену убийства, совершенного в Сенате.
В записках Маргариты Валуа (королевы Марго) находим, что ее мать Екатерина Медичи видела во сне своего сына герцога Анжуйского (будущего короля Генриха III) сброшенным с лошади, а принца Конде умершего, что именно и случилось в то самое время.
Бруту (убийце Цезаря) две ночи снилось привидение, предсказывавшего его смерть, которая постигла его так же, как и его жертву.
Олимпия, мать Александра Македонского, за несколько дней до разрешения от бремени видела во сне, что она родит младенца, вооруженного с головы до ног.
Иван Грозный за несколько дней до своей кончины видел сон, который, как предсказывали ему волхвы, предвещал его близкую смерть.
Императрица Екатерина Первая верила в сны и имела привычку рассказывать их окружающим. За две недели до ареста своего оберкамергера Виллима Монса она видела сон, оказавшийся пророческим. Государыне приснилось, как ее постель внезапно покрылась змеями, ползавшими во всех направлениях. Одна из них, самая большая, бросилась на нее, обвив кольцами "все ее члены", и стала душить ее. Екатерина защищалась, боролась со змеей, и, наконец, задушила ее. Тогда все прочие мелкие змеи поспешно сползли с постели. Екатерина I истолковала этот сон так, что ей будут грозить большие неприятности, но она выйдет из них невредимой. Обстоятельства подтвердили это истолкование - Петр I приказал отрубить голову любовнику своей жены, но ее саму не тронул.
Перед смертью Екатерине I снился другой сон, тоже вещий. И она опять верно истолковала его. Ей снилось, что она сидит за столом в окружении придворных. Вдруг появляется тень Петра I. Петр был одет так, как одевались древние римляне. Он манит к себе Екатерину. Она идет к нему, и Петр уносится с ней под облака. Улетая с ним, она бросает взор на землю. Там она видит свих детей, окруженных толпой, составленной из представителей всех наций, шумно спорящих между собою. Екатерина I истолковала сон так, что она должна скоро умереть и что после ее смерти в государстве наступит смута. Вскоре императрица скончалась.
Павел I тоже видел пророческие сны. Так, известен его сон перед днем вступления на престол, переданный в записках графа Растопчина. Императору снилось, что его три раза поднимает к небесам какая-то неведомая сила. При коронации Павла имело место еще одно обстоятельство, которое "носило печать чудесного". Караульный, стоявший на часах у старого Летнего дворца, рассказал своим начальникам о бывшем ему видении. Седой старец явился ему и велел сказать императору, что на месте дворца должен быть построен храм во имя святого Николая-чудотворца с приделом архистратига Михаила. Когда солдат возразил старцу, что он не смеет беспокоить государя, старец сказал, что государь об этом уже знает. Доложили Павлу и рассказали о солдате. "Да, я это уже знал", был ответ императора. Вслед за этим было велено построить церковь Николая-чудотворца с приделом архистратига Михаила на месте старого дворца, а вновь построенный дворец назвать Михайловским. Двум своим сыновьям Павел дал имена Николай и Михаил, впервые появившиеся в родословной русского императорского дома. Интересно еще одно обстоятельство - старец, явившийся караульному солдату, а это был сам Николай-чудотворец, сказал, что он увидится с государем через 30 лет. И действительно - через 30 лет в России императором стал Николай I.
Сон накануне гибели Павла I приведен в записках графини Оберкирх. Ему привиделось, что ему на спину надевают узкий парчовый кафтан, с таким усилием, что он готов закричать от боли.
"Необыкновенных снов, открывающих будущее, найдется много в каждом семействе", - писала газета "Новое время".
Так, некогда в Москве проживал известный хлебосол граф С. С. Апраксин. По поводу его смерти, случившейся в первой четверти XIX века, ходили такие слухи. Его друзья не раз рассказывали о бывшем с ним в молодости случае. Он был в приятельских отношениях с одним князем. Из-за каких-то служебных неприятностей князь должен был уйти со службы в отставку. Он был родом из Москвы. Но увольнение его со службы делает его жизнь в Москве невозможной, и он умирает. По распоряжению градоначальника были отменены воинские почести, обычно оказывавшиеся при погребении военного лица. Апраксину это показалось несправедливым. Он тогда командовал в Москве полком и, ослушавшись градоначальника, оказал покойнику, так сказать в частном порядке, воинские почести. В ночь после погребения к нему во сне является умерший; он благодарит за оказанные ему почести и исчезает, говоря: "До свидания". Гораздо позже ему снится второй сон; в этот раз умерший князь сказал Апраксину: "Приду к тебе, когда мне суждено будет уведомить тебя, чтобы ты готовился к смерти".
Прошли многие годы. Апраксин успел состариться и, вероятно, забыл о своем сне. Он не переставал веселиться и наслаждаться жизнью. Наконец, он легко занемогает. Ни доктор, ни домашние не обращают внимания на легкую простуду, но он сам был чем-то озабочен и мрачен, часто стал задумываться. Несколько дней спустя, к удивлению врачей, он умирает. "Эта неожиданная смерть объяснялась третьим сновидением, которого он пал жертвой", - рассказывала газета "Новое время".
Замечательное влияние сна находим в следующем рассказе из жизни принца Евгения Богарнэ, вице-короля Италии, бывшего маршалом Наполеона во время его нашествия на Россию в 1812 году.
Во время нашествия Наполеона на Россию принц командовал корпусом. Когда французы вступили в Москву, Наполеон поручил принцу Евгению наблюдать за дорогами, ведущими в древнюю столицу России, и защищать их от партизан.
Однажды принцу доложили, что около города Звенигорода показался русский отряд под командованием генерала Винценгероде Евгений приказывает своему авангарду выступить на генерала и отправляется с ним сам, чтобы подробно обследовать окрестности Москвы и, если получится, захватить неприятеля врасплох. Однако, сделав большой переход, французы никого не нашли. Вероятно, русские войска успели спрятаться в лесах. Поиски врага очень утомили французов, и они расположились лагерем под стенами одного монастыря.
Принц Евгений со своим конвоем вошел в монастырь, где они заняли кельи монахов и попросили их принести еды. Вице-король отправился в отведенную для него комнату и, не раздеваясь, лег спать: и тут он видит странный сон. Тихо отворяется дверь в его комнату, мерными шагами входит человек в длинной черной одежде и подходит так близко, что можно различить черты его лица - это старец с седой бородой. Он простоял возле принца около минуты, как бы рассматривая его, и, наконец, тихим голосом произнес: "Не вели своему войску расхищать монастырь, в особенности брать что-либо из церкви; если ты это сделаешь, то тебя Бог помилует и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым". Сказав это, старец тихо вышел из комнаты.
Проснувшись наутро, принц Евгений немедленно вызвал к себе адъютанта и велел отдать приказ о возвращении в Москву. При этом он строго-настрого запретил кому-либо из своих солдат входить в монастырь. Отпустив адъютанта, Евгений пошел посмотреть церковь. Войдя в храм, он увидел гробницу и образ, который поразил его своим сходством с человеком, приходившим к нему ночью. Это был образ святого Саввы, основателя монастыря, тело которого покоилось в гробнице. Услышав это, принц с благоговением поклонился мощам святого угодника и записал его имя себе в памятную книжку.
После этого он участвовал почти во всех сражениях наполеоновских войн, но ни в одном из них даже не был ранен. Как и предсказывал ему старец, принц целым и невредимым вернулся к себе на родину. Даже после падения Наполеона он не имел больших невзгод, хотя другие маршалы погибли насильственной смертью: Ней и Мюрат были расстреляны. Жюно умер в сумасшествии, Бертье бросился с балкона своего замка Бомберг, маршал Бессьер убит под Люценом, маршалы Дюрон и Понятовский пали в сражениях, Мортье, взрывавший Кремль, сам погиб от адской машины при взрыве во время покушения на короля Людовика-Филиппа в Париже.
Пойдем дальше. Первая жена историка Карамзина умерла в 1802 году. Он ее страстно любил. Видя всю безнадежность состояния больной, он то рвался к ее постели, то был отрываем срочной работой. Это было мучительное время в его жизни. Утомленный и измученный, он бросился на диван и заснул. Вдруг он видит сон, что стоит у вырытой могилы, а по другую сторону находится Екатерина Андреевна (та, на которой он впоследствии женился) и через могилу протягивает ему руку. Это сон был странен тем, что в эти минуты, занятый умирающей женой, он не мог думать о другой женитьбе, которая состоялась в 1804 году.
Митрополит Филарет не раз видел пророческие сны. В бытность Филарета в Троицкой лавре к нему явился с обычным докладом архимандрит Антоний. После доклада Филарет сказал ему: "Я видел сон, и мне было сказано - берегись 19-го числа". На это Антоний заметил: "Владыка святой, разве можно верить сновидениям и искать в них какой-то смысл? Как же можно обращать внимание на столь неопределенное указание? Девятнадцатых чисел в году бывает 12". Филарет ответил Антонию: "Я решил каждое 19-е число причащаться Святых тайн". Через две недели, 19 сентября, митрополит причастился. В октябре он сделал то же самое. В ноябре, за несколько дней до причастия, один из почитателей митрополита передал ему, что его желает посетить одна уважаемая дама, чтобы принять его благословление. Владыка сказал:
"Пусть придет, только ранее 19-го числа". Так глубоко в нем укоренилась в нем мысль о роковом 19-м числе!
18 ноября, чувствуя себя здоровым, митрополит сказал своему келейнику, что завтра он будет служить литургию и чтобы все было приготовлено к этому обряду. Келейник заметил Филарету, что тот утомился, и не лучше ли ему служить в Введенский день. Однако владыка сказал ему: "Это не твое дело". Он отслужил литургию и в роковое 19-е число скончался.
Автор: М.Пазин
Источник: "Интересная газета. Оракул"