Viewings: 5825
Керченский пролив – Боспор Киммерийский древних эллинов – разделяет Крым и Кавказ. По представлению античных географов, тут проходила граница между двумя частями света – Европой и Азией. Столицей «европейского Боспора» по праву считался Пантикапей, а «азиатского» – Фанагория.
Второй по величине город «азиатского» Боспора Гермонасса был основан в VI веке до н.э
Фанагория была основана неким Фанагором, греком из Теоса, бежавшим от персов на берега Понта Эвксинского (Чёрного моря). Страбон, географ I веке до н.э., называет Фанагорию «крупным торговым центром» и «значительным полисом».
Раскопки боспорской столицы ведутся с XIX века, но и по сей день не завершены – так велика занимаемая городом площадь. В Эрмитаже хранятся замечательные произведения античного искусства, найденные археологами в Фанагории: фигурный сосуд в виде сфинкса, рельеф с нимфами, резной мраморный акро-терий, скульптурный портрет знатного синда или меота – представителя одного из местных племён, населявших берега Боспора.
Но первые памятники древнего искусства Фанагории были обнаружены под водой. В 20-х годах XIX века рыбаки подняли сетями с двухметровой глубины скульптурные изображения львов, сделанные из серого мрамора (ныне эти львы украшают вход в краеведческий музей города Феодосии).
В тихую погоду на дне Таманского залива, на берегу которого разбросаны руины Фанагории, в мутной воде видны очертания каменных сооружений. В 1858 году археолог Ф. Жиль посчитал их остатками морского мола. Однако при раскопках на суше стало ясно, что часть Фанагории находится под водой: в море уходил фундамент крупного здания, построенного в IV веке до н.э. Сооружения под водой оказались не морским молом или причальным пирсом, а остатками крепостной оборонительной стены.
В 1958 году подводно-археологическая экспедиция под руководством профессора В.Д. Блаватского сумела установить границы затопленной части Фанагории. Не менее 17 гектаров «столицы азиатского Боспора» находится под водой. Кроме того, ещё несколько античных городов, открытых археологами на суше, имеют своё продолжение на дне Керченского пролива. Под водой оказался древний мол Пантикапея, самого большого города Причерноморья (на его месте расположен современный город Керчь).
В северной части Таманского полуострова находилось несколько древнегреческих городов и поселений. Одно из них – оно называлось Тирамба – почти целиком поглощено водой: лишь на протяжении сотни метров сохранились его остатки в береговом обрыве на суше.
В начале 80-х годов прошлого века керченским подводникам Боспорского археологического отряда подвернулась удача. На дне Керченского пролива, неподалёку от мыса Такиль, они нашли колодец, заброшенный 2000 лет назад, а затем ушедший на дно. Суть в том, что колодцы, после того как в них иссякала вода, обычно использовались жителями в качестве мусорной ямы, куда сбрасывали негодную посуду, остатки пищи, испорченные предметы из металла, дерева и т.п. Из найденного колодца извлекли почти целые античные амфоры, различные миниатюрные сосуды, изделия из дерева и кости. Вблизи колодца обнаружены руины стен, полуразрушенная башня, античные якоря.
На дне Керченского пролива, соединяющего Чёрное и Азовские моря, найдены руины нескольких античных городов, но древние поселения обнаружены и в самом Азовском море, на дне Таганрогского залива.
Затопление боспорских городов связано с так называемой трансгрессией – повышением уровня воды в Чёрном море. Как пишет А.М. Кондратов в книге «Атлантиды моря Тетис», «Около 2500 лет назад, в эпоху греческой колонизации берегов Понта Эвксинского, уровень Чёрного моря был ниже современного на 6-8 метров». Со временем поселения и города на берегах Понта оказались не только под землёй, но и под водой в результате непрекращающегося наступления морских вод на сушу.
На Таманском полуострове неподалёку от Фанагории находился старинный город Тмутаракань – в античную эпоху именовавшийся Гермонассой. Воды залива постепенно подточили обрывистый берег, на котором стояла Гермонасса. Античные здания рухнули в воду.
Второй по величине город «азиатского» Боспора Гермонасса был основан в VI веке до н.э. В городе были возведены храмы, монументальные здания, бассейны, алтари, фонтаны. Долгие годы здесь вели раскопки археологи Московского государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Краснодарского ис-торико-археологического музея, но лишь в середине 80-х годов XX века были сделаны уникальные открытия. Среди них – рельеф, созданный греческим скульптором в IV веке до нашей эры.
На мраморной плите изображён греческий воин. Уцелела только левая часть рельефа: края его обкололись, недоставало вытянутой вперёд левой руки, державшей, по-видимому, круглый щит, обкрошилось на месте давнишнего излома лицо. Несмотря на это сохранившаяся часть рельефа очень выразительна: в движении распахнулся короткий плащ гоплита, скреплённый на шее застёжкой-фибулой.
Ещё один рельеф был собран из кусков известняковой плиты. Когда-то давно эту большую плиту специально раскололи, чтобы вымостить площадку перед усадьбой. В центре изображения – всадник. Схватив за длинные волосы женщину-воина, он занёс над её головой тяжёлый меч. Отчаянно взмахнула воительница дротиком, но ничто не могло спасти её от разящего удара. Чуть выше, над этими фигурами, другой меч пронзил чью-то грудь, безжизненно повисла рука... За переплетением тел, рук и ног, принадлежавших фигурам, оставшимся за пределами уцелевшего фрагмента, проступал силуэт лошади, на шее которой странно смотрелись перевёрнутые головы без туловищ.
Исследователи уверены: над этим чудом уцелевшим рельефом трудился талантливый местный скульптор, живший в конце IV века до н.э., но споры возникли по поводу прочтения сюжета многофигурного рельефа, условно названного «Амазономахией». Многое на боспорском рельефе не укладывается в сюжет известного мифа о битве греков с амазонками. Греки обычно воевали пешими или же на колесницах, а верхом на лошадях – амазонки. Между тем здесь всадник никак не походит на женщину, а пеший воин с длинными волосами мало похож на мужчину. Так кто же из них эллин, а кто амазонка?
И странные головы без туловищ не дают покоя археологам. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, у скифских племён, обитавших в степях Северного Причерноморья, существовал обычай приносить вождю головы убитых врагов, чтобы засвидетельствовать свою храбрость в битве. Рельеф первоначально был раскрашен в разные цвета, и отрубленные головы, возможно, «висели» не в воздухе, как кажется теперь, а «крепились» нарисованной конской упряжью. Если так, то всадник может быть и скифом. Но на это возражают, что скиф непременно должен быть с бородой... Таким образом, окончательного ответа на вопрос, кто же изображён на боспорском рельефе, пока не дано.
Великолепные произведения античного искусства, сделанные в земле Тамани и на дне Керченского пролива, стали украшением прославленных музеев – Государственного Эрмитажа в Петербурге и лондонского Британского музея. Они хранятся в музеях Москвы, Кембриджа, Одессы, Краснодара, Ялты, Феодосии. Но таманская земля ещё не отдала всех своих сокровищ.