Viewings: 6055
Несколько миллионов лет назад Эгейского моря не было — на его месте находилась Эгеида, суша, связывавшая материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря, Малую Азию и, возможно, даже Африку воедино. Разрушение Эгеиды и образование Эгейского моря началось очень давно, еще до появления на планете человека. Но отдельные участки Эгеиды продолжали «крошиться» уже на памяти людей, и не только в доисторические, но и в исторические времена.
Приведем только два примера, относящиеся к указанным временам... Например, в XVII веке до н. э. произошло мощное извержение вулкана на острове Санторин в Эгейском море. Эта катастрофа явилась причиной крушения высокой древней критомикенской цивилизации. А арабский географ Масуди сообщал о том, что в 535 году н. э. в дельте Нила произошло сильное землетрясение, земля опустилась, и море хлынуло на сушу. Тогда же произошло существенное изменение побережья Крита, окружающих его островов и подводного рельефа Эгейского моря.
Впервые мысль о том, что легендарная Атлантида находилась в районе Эгейского моря, то есть являлась по сути дела Эгеидой, была высказана русскими учеными. Так, известный советский географ и президент Географического общества, академик Л.С. Берг в журнале «Природа» № 4 за 1928 год в своей статье «Атлантида и Эгеида» писал по этому поводу:
«Я хотел бы обратить внимание на забытую статью нашего соотечественника академика А.С. Норова (1795–1869), дающего, по моему мнению, единственно правильное разъяснение этой загадки, волнующей мыслящих людей уже более 2000 лет... Он докладывает, что остатками погрузившейся Атлантиды является остров Крит...»
Хотелось бы сказать несколько слов о А.С. Норове. Он родился на четыре года раньше А.С. Пушкина в дворянской семье. Отечественная война 1812 года застала его 17-летним прапорщиком.
Командуя полубатареей, состоявшей всего из двух пушек, юный прапорщик участвовал в своем первом и последнем бою — Бородинской битве. Он получил тяжелое ранение картечью и лишился обеих ног.
Госпиталь, в котором лечился А. Норов, попал к французам. Однако военные нравы прошлого времени были гораздо гуманнее, чем нынешние. По приказу самого Наполеона за юношей, ставшим инвалидом в 17 лет, ухаживал специально выделенный для этого лейб-медик...
После этого душа А. Норова, как говорится, «переродилась». Он посвятил свою жизнь изучению иностранных языков и древней истории. Он путешествовал, посетил Германию, Францию, Италию, Египет, Нубию, Палестину, Сирию, а также Малую Азию. А. Норов был близко знаком со многими декабристами, часто встречался с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, П.А. Чаадевым, О.И. Сенковским, В.Ф. Одоевским и П.А. Вяземским. Впоследствии А. Норов был избран в Сенат, а с 1854 по 1858 год был министром просвещения Российской империи. В том же году, когда он стал министром, вышел в свет его труд «Исследования об Атлантиде».
Вот что пишет дальше Л. Берг, развивая представление А.С. Норова о платоновской Атлантиде:
«Я поместил бы Атлантиду... в Эгейское море... Вообще если придавать веру тому описанию Атлантиды, какое дает Платон... то там нет ничего, что противоречило бы нашим сведениям о природе материка Эгеиды, насколько об этой природе можно составить себе представление по обломкам этого древнего материка — современным островам Эгейского моря — Хиосу, Кикладам, Криту и пр. С Критом у египтян были оживленные сношения, и от критян, носителей древней (эгейской) культуры, египетские жрецы могли заимствовать предания о катастрофе, которая на заре истории приключилась с Эгейским материком, некогда соединявшим Малую Азию с Балканским полуостровом».
Ученый-писатель А. Кондратов в одной из своих книг вспоминает о русском минерологе А.Н. Карножицком, который в 1897 году в «Научном обозрении» опубликовал статью «Атлантида». В ней он, в частности, писал:
«Атлантида лежала между Малой Азией, Сирией, Ливией и Элладой в пределах открытого моря средиземноморского бассейна и притом вблизи главного западного русла Нила (Столпы Геркулеса)».
А. Норов принимал за Геракловы Столпы пролив Босфор, а по мнению А. Карножицкого, этими «столпами» было западное устье реки Нил. Поэтому последний говорит об этом следующее:
«Если известие Платона не есть сказка, если его Атлантида не могла быть на месте нынешнего Атлантического океана или в пределах Ледовитого (запомним это замечание ученого. — А. В.), то где же мог находиться этот замечательный остров, некогда несомненно существовавший и впоследствии несомненно исчезнувший?.. Единственный ответ на этот вопрос дал Норов, а именно: Атлантида Платона находилась в восточной части современного Средиземного моря».
Таким образом, речь в данном случае должна была идти не об Атлантиде, а об Эгеиде — суше, расположенной в восточной части Средиземноморья, чьими остатками являются ныне мелкие острова Эгейского моря и крупные — Крит и Кипр.
К большому сожалению, приведенные высказывания русских исследователей остались за рубежом почти незамеченными, и многие специалисты и в настоящее время связывают концепцию о положении Атлантиды в Эгейском море с именами зарубежных ученых. Примеров этому можно привести более чем достаточно...
В 1909 году в английской газете «Таймс» в заметке «Погибший материк», а четыре года спустя в «Журнале эллинских исследований» английский профессор Дж. Фрост высказал предположение о том, что древняя культура Крита является культурой атлантов. В дальнейшем он и его единомышленники считали, что в диалогах Платона дано точное описание критских дворцов, гавани, а замечательные рисунки на кубках и фресках древних жителей Крита являются даже своего рода иллюстрацией к платоновским диалогам. О том, что Атлантида Платона — это минойский Крит, писал в 1912 году Д.А. Маккензи, а в 1925 году это же мнение А. Риво высказал в своей книге «Тимей» и «Критий», или Художественная литература».
Наконец, в 1939 году в английском журнале «Антиквифи» была опубликована статья греческого археолога Спиридона Маринатоса с изложением подобной же гипотезы, согласно которой первопричиной гибели минойской цивилизации было колоссальное извержение Санторина. Тогда же был разрушен и Крит. В статье обращалось также внимание на то, что описанная Платоном цивилизация, в которой интенсивно применялась бронза, напоминает минойскую цивилизацию, разрушенную за 900 лет до эпохи Солона.
Советский исследователь М. Романенко в связи с этим писал следующее:
«В последние годы снова стала популярной гипотеза, согласно которой Атлантида располагалась в Эгейском море, в архипелаге Санторин, и которую на Западе обычно связывают с именами греческих ученых — археолога С. Маринатоса и сейсмолога А. Галанопулоса».
Известный советский ученый И.А. Резанов, противник существования Атлантиды в Атлантике, рассматривая легенды и мифы Древней Греции, обнаружил в них отдельные места, которые легко интерпретировать как описание грандиозной вулканической катастрофы, произошедшей в незапамятные времена. Больше того, исследуя детально диалоги Платона, И. Резанов, в частности, обращает внимание на удивительное сходство в описании всей страны Атлантиды и ее столицы.
Складывается впечатление, пишет И. Резанов, что, рассказывая о всей стране атлантов и городе Атлантиде, Платон говорит об одном и том же, только в первом случае размеры острова оказываются в десятки раз преувеличенными. В этом, например, убеждают совершенно невероятные размеры канала (длина 1850 километров и ширина 185 метров), который окружал остров Атлантиду. Копать такой огромный канал, не имеющий практического назначения, атланты, конечно, не стали бы. Природа тоже не могла создать ров, ограничивающий со всех сторон обрамленную горами долину. Все эти «выводы» действительно делают гипотезу Маринатоса и Галанопулоса о том, что платоновская Атлантида является не чем иным, как древней критской державой, как будто бы правдоподобной.
Итак, используя мнение многих исследователей, в начале 1960-х годов Ангелос Галанопулос уже сам официально выдвинул гипотезу о том, что катастрофическое извержение в 1470 году до н. э. вулкана, превратившее круглый остров Стронгеле в Санторинский архипелаг (проведя анализ древесины некоторых хвойных пород, американские ученые Вэл Ла-Марш и Кэтрин Хирбук пришли к выводу, что вулканическая катастрофа на Санторине случилась все же в 1628–1626 годах до н. э.), и сопутствующие ему мощные землетрясения, а также цунами, вдохновили, по всей вероятности, Платона на создание легенды об Атлантиде.
Перед катастрофой Санторин-Стронгеле представлял собою группу сросшихся друг с другом вулканических конусов, расположенных преимущественно по его периферии. Проснувшиеся вулканы вначале не сулили жителям острова ничего страшного. Об этом геологи узнали по слоям пемзы. Извержение вулканов Санторина продолжалось в течение ряда лет, а может быть и десятилетий. Вулканические выбросы, оставленные извержением в середине II тысячелетия до н. э., покрывают и сегодня Санторин на высоту 30-35 метров, а в ряде мест достигают и сотни метров. Все море вокруг острова во время извержения и после него покрывала пемза.
В 1970 году А. Галанопулос и Э. Бэкон издали в Лондоне книгу «Атлантида: за легендой истина», которая является своеобразным сборником аргументов против Атлантиды Платона и в которой авторы прямо отождествляют Атлантиду с Критом...
Однако ни Крит, ни Санторин, как оказывается, не соответствуют описанию Платона, который говорил о другом времени, а также раз и навсегда расположившего Атлантиду между Европой и Америкой! Больше того, не соответствуют платоновским диалогам и некоторые памятники, найденные археологами на этих островах.
Из диалогов Платона следует, что гибель Атлантиды произошла за 9000 лет до его рождения и что она представляла собой огромную территорию, размером в сотни квадратных километров.
А. Галанопулос склоняется к мнению, что знаменитый греческий философ совершил ошибку, преувеличив и хронологический, и территориальный показатели ровно в 10 раз.
Но в таком случае и другие цифры, приведенные в описании Платона об Атлантиде, могут быть увеличены в 10 раз? А. Галанопулос проверил это и пришел к выводу, что размеры, упоминаемые в предании, действительно были завышены именно в 10 раз. Это обстоятельство сразу же создало впечатление, будто сравнительно небольшой остров с известной Платону крито-микенской (или минойской) культурой, действительно представлял собой громадный континент с цивилизацией почти неправдоподобной деятельности.
Если согласиться со средиземноморской гипотезой, то остается признать, как это считает российский исследователь Атлантиды В. Щербаков, что проблемы Атлантиды Платона больше... не существует?!
Итак, приходится констатировать, что, несмотря на сообщение Платона о том, что Атлантида находилась в Атлантическом океане, некоторые атлантологи — А. Галанопус, Э. Бекон, И. Резанов, А. Кондратов и целый ряд других — упорно продолжают считать и «находят» различные данные о том, что повествование Платона об Атлантиде — это не плод фантазии автора диалогов и не передача им изустной легенды, а историческое свидетельство и достоверный источник о происшедшей в Эгейском море катастрофе, приведшей к гибели Санторин-Стронгеле и способствовавшей упадку минойской цивилизации острова Крит.
Но согласны ли мы с мнением о том, что Атлантида находилась... в Эгейском море? Нет. Несмотря на то, что это может показаться некорректным и неуважительным к вышеизложенному мнению, мы должны все же сказать: «Увы, но это не Атлантида Платона, которая находилась совсем в другом месте!..»