Viewings: 4102
Излучение далекой планеты, всего в 8 раз большей Земли, "увидел” космический телескоп Спитцера (НАСА). Изучение планет за пределами Солнечной системы становится все более популярным по мере совершенствования наблюдательных инструментов и методов. Роскосмос также планирует подключиться к этому процессу, но детали проекта пока неясны
Тайна пятой планеты
Планета, которую взялась изучать международная группа астрофизиков, обращается вокруг относительно близкой звезды 55 Рака (55 Cancri) и получила название 55 Cancri e, поскольку является пятой в этой системе. Она находится ближе прочих к звезде, совершает обращение вокруг неё за 18 часов и постоянно обращена к последней одной и той же стороной, как это происходит в случае Земли и Луны. Температура этой стороны, как следует из наблюдений, превышает 2000 градусов Кельвина.
Исследование, результаты которого будут опубликованы в Astrophysical Journal, было нацелено на то, чтобы зафиксировать свет (вернее, инфракрасное излучение) самой планеты. Поскольку сделать это "напрямую” невозможно, то планету наблюдали "обратным способом” — во время её затмения звездой. Полученные данные подтверждают гипотезу о том, что 55 Cancri e - скорее всего, планета с каменным ядром, окруженная либо чрезвычайно разреженной атмосферой, либо, возможно, водой в сверхкритическом состоянии, - при котором исчезает различие между жидкой и газовой фазой.
По полученной информации появилась возможность более точно определить параметры орбиты планеты, которые нужны для понимания внутреннего строения 55 Cancri e.
Проводившие исследование ученые предполагают, что так же можно изучать и другие экзопланеты. Если телескоп Спитцера ранее использовался в первую очередь для изучения "горячих Юпитеров” (газовых гигантов, находящихся на очень близких расстояниях от звезды), то новое поколение орбитальных инструментов, в первую очередь, телескоп им. Джеймса Вебба (НАСА), сможет изучать уже планеты, подобные 55 Cancri e. Их также принято называть "сверхземлями”, поскольку они лишь в несколько раз больше нашей Земли и обладают твердым ядром.
Что мы ищем на экзопланетах?
Наиболее часто приходится слышать ответ - жизнь. Действительно, сверхзадачу подобных исследований можно обозначить и так. Однако не менее интересны чужие планетные системы и потому, что, сравнивая их друг с другой или с нашей собственной, можно понять, как они формировались и есть ли общие закономерности, определяющие этот процесс.
В последнее время, с увеличением числа открытых экзопланет эти исследования вошли в период бурного развития. С 1992 г. найдено уже более 750 планет, если считать только подтвержденные. А благодаря недавно запущенному телескопу "Кеплер” (НАСА), счет скоро может пойти уже на тысячи.
Когда сам процесс "поимки” планет превратился в рутину, просто найти новый объект недостаточно - желательно узнать его характеристики. Таким образом, повышаются требования и к наблюдательным инструментам. Они должны обладать очень высокой чувствительностью, чтобы позволить наблюдать за столь малыми и далекими объектами.
До сих пор изучение экзопланет преподносило сюрпризы, главным из которых был тот факт, что существующие планетные системы оказались не похожи на нашу. Если в Солнечной системе газовые гиганты обращаются вокруг Солнца на внешних орбитах, оставив внутренние для маленьких каменных планет, то в прочих системах дело обстоит совсем не так: очень часто газовые гиганты находятся очень близко к звезде. Таким образом, существовавшие представления об эволюции планетных систем (которые основывались, в общем-то, на одной-единственной Солнечной системе) оказались неверными.
Задача исследования экзопланет обозначена, в частности, в Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу. Согласно этому документу, проект которого был опубликован Роскосмосом, Россия должна заняться исследованием экзопланет в период с 2025 по 2030 г. К сожалению, более подробно эту задачу проект не расписывает, поэтому сейчас не очень понятно, что имеется в виду.
В настоящее время у России нет (и пока не планируется) космических телескопов, нацеленных на подобные задачи, а как показывает мировая практика, история таких инструментов от замысла до воплощения занимает обычно около десяти лет. Возможно, речь идёт о программе с использованием наземных обсерваторий. Однако не следует забывать, что до 2030 года остаётся ещё более 15 лет. За это время и поиск, и изучение экзопланет могут стать обыденным делом. Пожалуй, чтобы оставаться в курсе событий, следует начинать работать уже сейчас.
Ольга Закутняя