Viewings: 5991
Еще Юлий Цезарь, описывая свое завоевание Галлии, сообщал о странных существах, обитающих в лесных дебрях Германии и похожих на быка с телом оленя, в середине лба у которого, между ушами, растет очень длинный рог.
А до Цезаря свои впечатления о загадочном единороге привез Ктесий Книдский в 41 г, до н.э. из Персии, где он пребывал долгое время при дворе Дария II. Это были не его собственные воспоминания, а рассказы индийских купцов и путешественников, но автор клянется, что им можно доверять. Вот что можно прочесть у Ктесия о существе размером с лошадь, которое он, да и многие другие, называет индийским диким ослом: "У него белое тело, коричневая голова и синие глаза. На голове у него рог длиной около локтя. Порошок, полученный из этого рога, используют в качестве средства против смертоносных зелий... Животные сии чрезвычайно скоры и сильны, так что ни одно существо, будь то конь или кто иной, не справится с ними". Если не считать некоторых подробностей, то Ктесий описывает единорога точно таким, каким он предстанет на европейских гобеленах добрых два тысячелетия спустя. И Геродот, и Аристотель - великие ученые умы древности - также упоминают об однорогом диком осле, вера в которого была на Востоке обычным явлением.
Храбрость или безумие?
Согласно легенде, Александр Великий впервые повстречался с единорогом, когда ему было около тринадцати лет. Единорога по имени Буцефал (буквально, хотя и не слишком поэтично, Быкоголов) привели к его отцу - царю Македонии Филиппу. А продавал его некий фессалиец по имени Филоник. На каждую попытку оседлать единорога он брыкался с такой яростью, что скоро все лучшие наездники оставили это бесперспективное занятие.
В состязание дерзнул вступить Александр. Его царственный отец сначала не обращал на этот порыв никакого внимания, но мальчик настаивал и наконец царь сказал несколько раздраженно: "Ты что? Считаешь себя более искусным, чем эти взрослые воины?" На что будущий полководец заявил, что сможет справиться со зверем лучше самого ловкого и сильного воина. Отец занервничал: "А если у тебя не выйдет, чем согласен ты заплатить за свою горячность?" Сын ответил, что он заплатит цену Буцефала. Филипп дал согласие, пообещав в случае победы подарить ему единорога.
Услышав о таком пари, все собравшиеся стали смеяться и спорить между собой: "Что это? Чудесная храбрость или простое безумие?" Александр был мал ростом даже для своего возраста, а рядом с большим единорогом выглядел и вовсе ребенком. Но он был наблюдателен и заметил в предыдущих попытках несколько ошибочных приемов: все подходили к Буцефалу как к коню, чью волю необходимо сломить. Александр же почувствовал, что единорог возьмет всадника, если только сам того пожелает.
Кроме того, перед тем как оседлать животное, ему на голову набрасывали плащ, что, вероятно пугало его. Что же предпринял Александр? Он показал животному, что не намерен действовать так же. Развязав тесемки своего плаща и сбросив его наземь, он ясно дал понять Буцефалу, что при нем нет никакого оружия, плети или веревки. Затем применил еще одну хитрость: он заметил, что Буцефала явно раздражали длинные тени, отбрасываемые стоящими вокруг него людьми. И вот, ухватившись за уздцы, он отпустил державших животное конюхов и повернулся так, что низкое солнце стало бить прямо в глаза Буцефалу.
Оставшись беззащитным, поклонился ему в пояс и сказан: "Приветствую тебя, благородное животное. Я пришел с дружбой, так позволь мне ныне только раз прокатиться на твоей спине, а потом ты можешь избрать свободу". Единорог подступил ближе и склонил голову так, что его сияющий рог почти коснулся груди мальчика напротив сердца. По толпе пробежал ропот. Прошла, казалось, вечность, и вдруг Буцефал опустил острие своего рога к земле и, весь дрожа, "предложил" юноше вскочить на него. Говорят, что Филипп плакал от радости и гордости за сына, а когда тот спешился, расцеловал его и воскликнул: "О, сын мой, ищи себе царства, равного тебе и достойного тебя, ибо Македония слишком мала, чтобы вместить тебя".
Буцефал сопровождал Александра почти до конца его дней и носил его во всех главных сражениях при завоевании Египта и Персидской империи. Похоже, что нечто от характера единорога вошло в плоть и кровь Александра. Юный герой стал знаменит своей справедливостью, сдержанностью и милосердием к сдавшимся врагам. По обыкновению Александр ездил на единороге только в сражениях, в походе Буцефала перевозили в удобной клетке. Легенда и история соглашаются в том, что Буцефал погиб в последнем крупном сражении Александра против индийского царя Пора на берегу Гидаспа, одного из пяти могучих рукавов реки Инд. Его уход был плохим предзнаменованием: удача Александра отвернулась от него, солнце его славы закатилось, И хотя Александр с большим трудом, но все же выиграл сражение против Пора, это была его последняя большая победа.
Вещественные доказательства
В 1663 году был обнаружен большой скелет единорога, что вызвало настоящий ажиотаж. Скелет нашли среди груды других ископаемых останков в известняковой пещере близ Кведлинбурга, на севере гор Гарца. Последовало бурное судебное разбирательство, и владелицей была признана аббатиса местного монастыря. И даже несмотря на ее жесточайший надзор во время раскопок, скелет все же был поврежден и извлечен на поверхность в печальном виде, представлявшем груду разломанных костей. "Научное" исследование проводил знаменитый в то время естествоиспытатель Отто Герике.
На рисунках, которые он сделал, скелет найденного животного выглядел довольно жалко: на нем отсутствовала половина позвоночника и вся задняя часть. Но череп чудесным образом сохранился в целости и сохранности, а на нем -крепко сидящий, прямой, конусообразный рог двух с лишним метров длиной.
Спустя столетие еще один скелет обнаружили в Айнхорнхоле. Обе находки были изучены философом, математиком и естествоиспытателем Лейбницем. После чего он решительно заявил, что эти кости заставили его, отбросив прежние сомнения в сторону, раз и навсегда поверить в единорога.
В декабре 1991 года в интервью журналу "Ди ганце вох" знаменитый австрийский зоолог Ан-тал Фестетикс, профессор Геттингенского университета, сделал ошеломляющее заявление.
Он снимал документальный фильм о природе горного массива Гарц и однажды, выехав верхом с видеокамерой в район Айнхорнхоле, вдруг увидел, как навстречу ему скачет галопом единорог: "От него исходило свечение. Моя лошадь попятилась и чуть не сбросила меня. Затем, с такой же быстротой, как и появился, он исчез". Это заявление было повторено в телевизионном интервью, где ученый утверждал, что успел заснять эту встречу на видео. Скептикам предлагалось посмотреть запись в Геттингене, так как в телевизионной программе она показана не была. Вопрос о том, насколько серьезным было это заявление, остается открытым.
Какова бы ни была правда, в наши дни трудно представить себе место более вероятной встречи с единорогом, чем эти края: один из последних в Европе уголков настоящей дикой природы, кусочек дремучего заколдованного леса - последнее убежище такого существа, как единорог, не способного выносить близкое соседство с человеком.
Чудодейственный аликорн
Рог единорога, или аликорн, - причина не только его славы, но и падения. Наилучший способ уберечься от яда - пить из аликорнового сосуда, и великолепные их экземпляры сохранились до наших дней. Считалось, что такие сосуды не только охраняют от ядов, но и способствуют счастливой, здоровой, долгой жизни их владельцев. За неимением чаши срез или скол рога мог действовать ничуть не хуже, и многие богачи носили такие украшения на шее на золотых и серебряных цепочках. Для выявления ядов в пище те, кто мог это себе позволить, использовали ножи с аликорновыми ручками. Цельные рога были по-прежнему большой редкостью и составляли огромную ценность. Один рог мог стоить как целый город.
Так, в 1550 году Папа Римский заплатил 17 тыс. дукатов за прекраснейший из когда-либо виданных аликорнов, который, искусно оправив в золото и серебро, преподнесли в дар французскому королю. А в 1584 году русский царь Федор Иоаннович во время коронации держал жезл, в который был вделан метровой длины аликорн, купленный у габсбургских купцов за 7 тыс. рублей серебром. Но самым известным среди всех был рог, принадлежавший королеве Елизавете I. В списке сокровищ британской короны он числится как Виндзорский Рог и оценивался в 10 тыс. фунтов стерлингов (около 10 млн. по нынешним ценам).
Источник: "Интересная газета. Невероятное" №1 2010 г.