Viewings: 4544
Замечательный сайт Ars Technica решил соригинальничать. Подводя итоги научного 2011-го, журналисты обнаружили, что одновременно обозначили для себя главные темы-2012.
[1] Нейтрино — та ещё зараза. Сначала их изобрели просто для энергетического баланса. Потом долго не могли обнаружить. Затем не могли обнаружить в предсказанных количествах. Выяснилось, что в действительности нейтрино имеет несколько, гм, природ и примеряет на себя то одну, то другую. Это означает, что у нейтрино есть масса — мало кто ожидал такого выверта. В этом году они снова заставили говорить о себе, прилетев на итальянский детектор из CERN быстрее света. Теперь весь мир пытается понять, что итальянцы сделали не так.
Архив препринтов кряхтит от наплыва статей, пытающихся объяснить зарегистрированный эффект. Коллаборация OPERA потихоньку отвечает на вопросы о возможных источниках ошибки в эксперименте. Ломают копья теоретики: одни обосновывают невозможность результатов, другие вписывают их в рамки принятых моделей. Совершенно очевидно, что история далека от завершения. В 2012 году в дискуссию обязательно включатся рецензируемые журналы, вот тогда и начнётся самое интересное.
[2] Поразительных успехов добились астрономы, работающие с данными американского космического телескопа «Кеплер». В одном только декабре они объявили о трёх крупных открытиях, которые полностью изменили наше представление о планетных системах. Прояснилась ситуация с небесными телами, напоминающими дорогую Землю. Любителей научной фантастики порадовали сведения о планетах, которые выжили, будучи проглочены красным гигантом. Кроме того, благодаря «Кеплеру» мы знаем о том, что объекты больше Земли, но меньше Нептуна широко распространены. Не многовато ли для одного-единственного научного инструмента? Впрочем, ради этого «Кеплер» и создавался.
Разумеется, это только начало. Подтверждены только 33 экзопланеты, обнаруженные телескопом; своей очереди ожидают ещё 2 300 кандидатов. Сколько среди них таких, что готовы поразить наше воображение? Как много там планет, способных приютить живые существа? Скольких ещё кандидатов отыщет «Кеплер»?
[3] Проект Berkeley Earth Surface Temperature подтвердил: поверхность Земли действительно нагрелась. Это, конечно, трудно назвать сенсацией. Суть в том, что трёх организаций, независимо друг от друга пришедших практически к одинаковым выводам, оказалось недостаточно. Не обращая внимания на тающие ледники, скептики продолжали обвинять климатологов в подтасовке данных и коррупции. И вот на сцену вышла ещё одна организация с новым методом анализа и более обширным набором данных — и показала то же самое.
Давно понятно, что скептики умолкать не собираются. Остаются люди, полагающие, что на показания метеорологических станций влияет урбанизация: она, мол, подогревает результаты. Разговорам на эту тему, скорее всего, будет посвящён и грядущий год. Berkeley Earth добавит в свою базу данных температуру поверхности океана (уж там-то никаких городов нет), а также показатели Арктики, которая, говорят, нагревается сильнее остальной планеты. Потом выбившиеся из сил учёные снова докажут очевидное, скептики снова их раскритикуют, и политики опять поверят последним, ибо дешевле.
[4] Завершилась тридцатилетняя эпоха космических челноков. Одряхлели не только корабли и технологии, устарел сам подход к космонавтике. В США решили: государство может оставить за собой наукоёмкие проекты вроде покорения дальнего космоса или разработку сверхтяжёлой ракеты-носителя, но на низкую орбиту астронавтов и автоматические станции пусть отправляют частники. Целый ряд компаний стремится занять освободившуюся нишу. В 2012-м, дорогой Санта-Мороз, мы ждём новых испытательных полётов.
[5] 2010 год стал знаковым для палеоантропологии: удалось завершить расшифровку генома неандертальцев и денисовцев и описать новый вид Australopithecus sediba, который очень удачно заполняет провал между австралопитеками и людьми. Но только в уходящем году мы начали понимать истинное значение тех открытий. Стало проясняться, какими генами и зачем нас наградили предки, скрещивавшиеся с родственными видами, а A. sediba получил более детальное описание и более точную датировку, что только упрочило его позиции в качестве пресловутого потерянного звена.
В 2012-м нас, скорее всего, ожидают новые данные о генетическом обмене; они будут становиться всё более исчерпывающими. Кроме того, по мере увеличения охвата человеческой популяции анализом ДНК, вероятно, удастся обнаружить свидетельства о других архаических видах, которые внесли свой генетический вклад в формирование Homo sapiens.
[6] Поиск бозона Хиггса близится к концу. Если этот последний элемент Стандартной модели действительно существует в предсказанном диапазоне масс, данные Большого адронного коллайдера обязательно позволят его обнаружить. Честно сказать, всё, что мы видели до этого года, было лишь настройкой машинерии. Ранние анализы опирались на весьма незначительные объёмы данных. 2011 год более чем удвоил их количество и существенно сузил тот интервал, в котором прячется бозон Х. Неохваченной осталась сравнительно небольшая область 120–125 ГэВ.
В будущем году сеанс начнётся с тех энергий, которые были достигнуты непосредственно перед недавней остановкой коллайдера. Надо только дождаться результатов.
P.S. И последнее. Давным-давно закончился срок эксплуатации двух «Вояджеров», прокладывающих курс в межзвёздное пространство, и марсохода, одиноко ползущего по какому-то кратеру. Но мы всё равно ждём от них вестей. И ведь приходят же...
Подготовлено по материалам Ars Technica.