Viewings: 3887
На протяжении последних 10 тыс. лет летний морской лёд Северного Ледовитого океана не отличался постоянством. В течение нескольких тысяч лет его площадь была даже меньше, чем сегодня, — иногда вдвое.
Морской лёд не ведёт дневника, поэтому нам приходится полагаться в основном на историю спутниковых наблюдений. Датский национальный исследовательский фонд геогенетики при Музее национальной истории, находящемся в ведении Копенгагенского университета, расширил нашу перспективу, разработав метод измерения площади льда в далёком прошлом. Он основан на материале, собранном вдоль северного побережья Гренландии: учёные считают, что это будет последнее пристанище летнего льда Арктики, когда его окончательно добьёт глобальное потепление. Это означает, что местные условия позволяют определить общее состояние океана.
Глава исследовательской группы Свенд Фундер рассказывает: «Во время голоценового климатического оптимума, имевшего место примерно 8–5 тыс. лет назад (температура тогда была чуть выше, чем сегодня), площадь летнего льда сократилась очень сильно. Рекордно низкий показатель нашего времени был зафиксирован в 2007 году, но тогда он был вдвое ниже. Кроме того, наше исследование показало, что, исчезая в одном месте, лёд может скапливаться в другом. Мы обнаружили это, сравнив свои результаты с данными наблюдений по северной Канаде. Когда количество льда на севере Гренландии снижалось, оно росло на севере Канады. Вероятно, это связано с изменением системы ветров. Кстати, данный фактор не особенно широко принимается во внимание при прогнозах неизбежного исчезновения летнего морского льда из Арктики».
Ключом к тайне веков, продолжает учёный, стал плавник: «Кому-то может показаться, что лес приплывает из-за моря, но это не так: на это ему понадобится несколько лет, а дерево не способно продержаться на воде столько времени. Это плавник, вмёрзший в лёд, и он достигает берега вместе с ним. Количество плавника соответствует тому, сколько многослойного льда было в море в то время».
Исследователи определили тип древесины и провели датирование по углероду-14. Плавник оказался родом с берегов рек Северной Америки (в основном ель) и Сибири (лиственница). Это означает, что маршруты плавника менялись со сдвигом течений и ветров.
Кроме того, проведено исследование 500-километрового берегового вала северной Гренландии. Сегодня лёд не позволяет расти лесам, но так было не всегда. 8–4 тыс. лет назад волны свободно бились об эти берега.
В целом исследование показало, что температура не должна быть единственным фактором при прогнозе дальнейшей судьбы арктического льда: необходимо также учитывать течения и ветра. И всё же температура действительно играет определяющую роль: чем теплее, тем меньше льда.
Результаты исследования опубликованы в журнале Science.
Между тем Росгидромет сообщает, что этим летом площадь нашего героя в российских водах вплотную приблизилась к антирекорду-2007: на юго-западе Карского моря норма занижена на 56% (в целом по морю — на 20%), в море Лаптева — на 40%, в Восточно-Сибирском море — на 14%, в Чукотском — на 35%. Судя по всему, в сентябре Северный морской путь будет как никогда лёгким — вот радость-то, правда?
У остальной Арктики показатели пока чуть лучше.
Подготовлено по материалам EurekAlert! и Франс Пресс.