Viewings: 3455
Социальная сеть дельфинов афалин отличается почти «человеческой» гибкостью и открытостью: главным признаком в ней является не территориальная общность, а дружеские связи между особями, живущими на разных территориях.
Социальные группы у животных обычно замкнутые, чужих в них не пускают. Если взять, к примеру, шимпанзе, то у них все члены сообщества хорошо знакомы и враждебно относятся к другим группам. Чтобы предупредить вторжения чужаков, самцы шимпанзе патрулируют границы территории, отгоняя соседей. При этом внутри сообщества они могут вступать в «дружеские альянсы».
Другие высшие приматы, хотя и не отличаются такой агрессивностью, как шимпанзе, всё равно не поддерживают межгрупповое общение. Тем удивительней выглядит открытие, сделанное исследователями из Массачусетского университета в Дартмуте (США) совместно с коллегами из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия). Зоологи обнаружили, что дельфины афалины в своей социальной жизни отличаются удивительной межгрупповой толерантностью и способностью заводить друзей из соседних сообществ. На первый взгляд, афалины ведут себя так же, как и шимпанзе. Два-три самца формируют альянс, вместе разыскивают самок и отгоняют от них конкурентов. Это называется группой первого уровня. Такие альянсы объединяются и формируют группу второго уровня — до 14 особей. Группы второго уровня могут существовать на протяжении 15 лет. Если сталкиваются два больших отряда, то они могут звать на помощь ближайших соседей — и тогда формируется альянс третьего уровня.
Отличие дельфинов от шимпанзе в том, что первые, хотя и живут на определённой территории, не стараются создать вокруг неё непроходимой границы. Исследователи в течение полугода наблюдали за двенадцатью группами второго уровня, отслеживая поведение каждой особи в альянсах. Как пишут зоологи в журнале Proceedings of the Royal Society B, ни один дельфин не выходил на защиту рубежей. Оказалось, территории дельфиньих сообществ сильно перекрываются между собой, что благоприятствует открытой социальной структуре. Индивидуум может присоединиться к группе, а потом внезапно решить, что это общество не для него, и перейти в другой альянс. Поскольку это всё-таки не совсем праздник сердца и сообщества дельфинов во время брачного сезона активно воюют друг с другом, исследователи сравнивают это с мафиозными группировками: между ними постоянно происходит обмен членами, но воюют они всё равно с чрезвычайной агрессивностью.
Среди млекопитающих лишь слоны отличаются похожей территориальной толерантностью. Но у слонов во главе группы стоит самка, и общение группы с соседями зависит от степени родственных отношений между ними. Грубо говоря, самка-старейшина помнит своих детей и поддерживает с ними контакт даже после их ухода в другие сообщества. У дельфинов этого нет: их самки приносят детёнышей раз в несколько лет, и сформировать социальную сеть на основе родственных связей для них не представляется возможным. Так что тут всё зависит от способностей самих дельфинов помнить и поддерживать друзей, независимо от того, на чьей территории они встретились. Это особенно важно при формировании экстренных кратковременных альянсов третьего уровня: ведь тут нужно быть уверенным, что тот, кого ты зовёшь на помощь, по-прежнему испытывает к тебе дружеские чувства.
Разумеется, нельзя не отметить, что такой способ социальной организации напоминает человеческое сообщество: нам ведь, чтобы подружиться с человеком, не обязательно жить с ним в одной квартире, доме или стране. Зоологи предлагают интересное объяснение такой социальной толерантности дельфинов. По их мнению, здесь сыграла роль их относительно невысокая скорость передвижения. С такой скоростью дельфинам было бы трудно защищать свои территории; с другой стороны, развитый мозг позволил решить эту проблему на социальном уровне.
Подготовлено по материалам ScienceNOW.