Viewings: 3790
В самом конце прошлого года появилось сообщение, что в Astrophysical Journal готовится к публикации статья, которая может несколько вдохновить сторонников гипотезы множественности внеземных цивилизаций. По крайней мере наблюдение за метанолом, активно формирующимся вокруг нескольких обследованных молодых звёзд, позволяет, по мнению учёных, говорить, что жизнь во Вселенной может встречаться чаще, чем мы думаем.
«Дело в том, что метанол — это своеобразный индикатор наличия исходного строительного материала для органической химии. «Метанол — самая сложная молекула, способная сформироваться в условиях низких температур межзвёздного пространства, — подчёркивает астроном Дуглас Уиттет из Политехнического института Ренсселера (США). — Поместите метанол в формирующуюся звёздную систему, где его ждёт тепло протосолнца, и он станет трамплином к новой химии».
Иными словами, как заявляет астроном Сачиндев Шеной из Исследовательского центра NASA им. Эймса, «наличие метанола подскажет, где искать другие сложные органические молекулы, которые в конечном итоге приводят к образованию жизни».
«Наблюдаемые нами пылевые облака с этой точки зрения имеют более благоприятные условия для возникновения жизни, чем то облако, из которого сформировалась Солнечная система, — подытоживает своих коллег Аманда Кук из Исследовательского центра NASA им. Эймса. — И тем не менее жизнь в Солнечной системе есть».
Мало того, Джейкоб Хакк-Мишра и Рави Кумар Коппарапу из Университета штата Пенсильвания (США) ещё радикальны в своих выводах относительно присутствия инопланетного разума. Проанализировав большой массив статистики, они утверждают, что Солнечная система в действительности может изобиловать древними космическими аппаратами или их обломками. Мы их просто не нашли.
«Мы не исключаем возможности того, что инопланетные зонды даже наблюдают за нами», — подчёркивают специалисты. Возможно, в частности, что наблюдательный пункт — естественный спутник Земли, Луна. В скором времени у нас будет очень подробная карта поверхности Луны, которую сейчас составляет аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter, но автоматика едва ли сумеет отличить корабль «чужих» от валуна.
А вот это действительно возможно, самая существенная проблема для энтузиастов — проблема поиска внеземного разума. Жизнь как таковую мы ещё как-то сможем распознать (см. выше пример с метанольными облаками). Но вот сможем ли мы распознать разум? Братьям Стругацким принадлежит очень подходящий к данному случаю афоризм: «Жизнь — это болезнь материи, а разум — это болезнь жизни».
Впрочем, если принять за исходную гипотезу, что человек вольно или невольно ищет братьев по разуму по образу и подобию своему, то забираться, пусть и в ближний космос для поиска сапиенсов, совсем не обязательно. Они, «братья», могут копошиться у нас буквально под ногами.
Тосиюки Накагаки, профессор Университета будущего Хакодате (Япония) и его коллеги из университетов Оксфорда (University of Oxford) и Хиросимы (Hiroshima University) обнародовали на днях результаты своих исследований амебовидного жёлтого слизевика вида Physarum polycephalum. Оказалось, что этот «безмозглый» (беру, на всякий случай, в кавычки: мало ли, вдруг он обидится! – А.М.) первобытный организует свои клетки так, чтобы проложить наиболее прямой путь через лабиринт к источнику питания.
У клеток этого примитивного организма, похоже, есть способность к обработке информации, которая позволяет им оптимизировать маршрут, по которому плесень растёт, чтобы добраться к источнику пищи. При этом она избегает стрессов, таких, например, как свет, который может их повредить. По словам профессора Накагаки, которые приводит агентство Mignews.com, «люди — далеко не единственные живые существа, наделённые информационно-вычислительными способностями».
А ведь этот слизевик помнит ещё динозавров, а то и их многоклеточных предков. Слизевики часто встречаются внутри гнилой древесины. Когда грибы обнаруживают бактерии или споры, они выбрасывают жгутики протоплазмы, переваривая добычу. Слизевики растут, трансформируясь в эффективную сеть тонких трубок, расширяющуюся в сторону с большим количеством питательных веществ.
Выглядело это так. Исследователи взяли подложку из агара и разложили на ней кусочки овсяных хлопьев (приманку для слизевика) так, чтобы те представляли собой точную карту городов, лежащих вокруг японской столицы. Слизевик поместили в центр — он играл роль самого Токио.
Разум, возможно, обитает в этой чашке петри. Профессор Тосиюки Накагаки и объект его исследований — жёлтый слизевик Physarum polycephalum. Фото с сайта i.telegraph.co.uk
Почасовая динамика роста слизевика (жёлтое ядро). Карта выростов слизевика (зелёные линии) неплохо совпадала с картой железнодорожных линий вокруг Токио. Фото: greenpacs.org
Разум, возможно, обитает в этой чашке петри. Профессор Тосиюки Накагаки и объект его исследований — жёлтый слизевик Physarum polycephalum. Фото с сайта i.telegraph.co.uk
Почасовая динамика роста слизевика (жёлтое ядро). Карта выростов слизевика (зелёные линии) неплохо совпадала с картой железнодорожных линий вокруг Токио. Фото: greenpacs.org
Через 26 часов организм соединил трубками все вкусные «города», причём рациональным способом. Опыт повторили несколько раз, и в очень многих случаях карта выростов слизевика неплохо совпадала с картой железнодорожных линий вокруг Токио.
Японские учёные надеются, что именно жёлтый слизевик может дать ключ к созданию биокомпьютера, способного решать сложные задачи. Например, разработать проект идеальной транспортной сети.
Вообще простейшие, казалось бы, организмы подкидывают в последнее время загадки, от которых голова идёт кругом у представителей вида с аномально развитым головным мозгом — Homo sapiens. В журнале Arthropod Structure and Development (2012. V. 41. P. 29–34) только что опубликовано исследование, которое проводил Алексей Полилов, сотрудник кафедры энтомологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Алексей работал, как сообщает портал elementy.ru, с одними из самых мелких летающих насекомых, соизмеримыми с одноклеточными организмами, — паразитическими осами из рода Megaphragma.
У этих насекомых длина тела составляет от 170 мкм (M. caribea) до 200 мкм (M. mymaripenne). Но при этом на мозг M. mymaripenne приходится 6% объёма тела, в то время, как у медоносной пчелы, например, мозг занимает всего 0,35—1,02% объёма тела. Но самое поразительное, что в нервной системе взрослых насекомых 95% нейронов… не имеют ни клеточных тел, ни ядер. Такое строение нервной системы обнаружено впервые.
Как при таком строении центральной нервной системы эти микропаразитические осы ведут вполне сложную, «осмысленную» жизнь — полёт, питание и способность искать хозяина для откладки в него яиц, — пока загадка. В общем, похоже, что мысль мотылька неисчерпаема так же, как электрон. Не исключено, кстати, что нейроны представляют собой так называемый синтиций, то есть кластер нейронов, работу которого обслуживают немногочисленные ядра общего пользования.
Страшно даже подумать, на что способна стая этих замечательных паразитов. Крошево мошек, так сказать. Волей-неволей напрашивается аналогия с персональным одноядерным компьютером и много-много-многоядерной супер-ЭВМ. Про Интернет я уже молчу.
Наиболее отважные футурологи давненько уже высказывали прогноз, что первым местом, где родится искусственный интеллект, будет какая-нибудь поисковая машина в Сети. Опять же возникает вопрос: по каким признакам мы узнаем о его рождении? Возможно, это будет резко возросшее количество нетривиальных ошибок в Сети. Возможно, что-то ещё…
И эта коллизия приходила в голову не только нашим современникам.
Рассказывают, что великий современник и коллега великого Исаака Ньютона по Лондонскому Королевскому Роберт Бойль так прокомментировал рассказ о том, как миссионеры-иезуиты представляли китайскому императору механические часы. Правитель Поднебесной якобы принял «механику» за живой организм. «Думаю, я смог бы вполне сносно объяснить действие этих часов, показав, что машина с таким устройством непременно должна показывать время, но я вряд ли смог привести доводы, которые разубедили бы китайского монарха в том, что часы наделены жизнью», — признался Бойль.