Viewings: 4707
За последние 15 лет скорость движения Солнечной системы упала более чем на 10 процентов. К такому выводу пришла недавно группа американских, польских и швейцарских астрономов. Увы, аргументированного объяснения данному феномену ученые пока дать не в состоянии. Возможно, все дело в изменении окружающей нас межзвездной среды, предполагают они.
Во Вселенной практически нет неподвижных объектов. Поскольку звезды и планеты постоянно вращаются под воздействием внешних и внутренних процессов, то и звездные системы соответственно не "стоят на месте".
Нынешнее открытие связано с исследованиями гелиосферы. Так называют область, в которой солнечный ветер движется с ненулевой скоростью. Она тянется аж на 16 миллиардов километров от Солнца, где находится ее граница. Достигая этой границы, поток заряженных частиц солнечного ветра и магнитное поле светила ослабевают настолько, что больше не способны преодолевать давление межзвездного вещества, состоящего из отдельных атомов и мелких пылевых частиц, движущихся со скоростью около 30 километров в секунду относительно Солнца. Фактически гелиосфера представляет собой гигантский газовый пузырь, внутри которого находится Солнечная система.
Кстати, в прошлом году при помощи космических зондов "Вояджер-1" и "Вояджер-2" и компьютерного моделирования ученые выяснили, что граница гелиосферы представляет собой целое море магнитных пузырей, диаметр которых способен достигать одной астрономической единицы (160 миллионов километров). При этом магнитное поле внутри них поддерживает намагниченная материя. Причины возникновения этой "пены", как полагают исследователи, связаны с вращением Солнца, искривляющим магнитные линии. Кроме того, пузыри препятствуют проникновению в гелиосферу частиц газа и пыли, различных излучений и радиации. Возможно, именно этот магнитный "щит" способствовал тому, что жизнь на Земле развивалась так, как она развивается сейчас.
Хотя заряженные частицы межзвездного газа и не могут проникать через границу гелиосферы, это вполне "по силам" нейтральным атомам водорода, гелия и кислорода. Именно такие высокоэнергетичные частицы и улавливают детекторы зонда IBEX. Они помогают ученым исследовать свойства межзвездного пространства, куда человечеству пока нет доступа.
Благодаря этой технологии исследователям и удалось получить сведения о замедлении скорости нашей системы. Прибор IBEX-Lo измеряет характеристики атомов межзвездного гелия, способных, в отличие от атомов водорода и кислорода, взаимодействующих на границе гелиосферы с протонами, беспрепятственно проникать внутрь "пузыря".
"Измеряя параметры газа, состоящего из атомов межзвездного гелия, мы можем определить непосредственно направление и скорость движения Солнца в окружающей его межзвездной среде", — заявил заведующий лабораторией Института космических исследований РАН Владислав Измоденов, группа которого участвует в анализе данных с IBEX.
Впервые такие измерения были проведены в 1993 году при помощи прибора GAS на борту аппарата "Улисс". Тогда выяснилось, что движение межзвездного гелия направлено в точку, эклиптические координаты которой составляли 75,2 градуса северной широты и 5,2 градуса западной долготы, а скорость потока частиц, то есть скорость самой Солнечной системы, равняется 26,3 километра в секунду. Однако в 2009–2010 годах с помощью IBEX были получены новые данные, согласно которым, вектор движения Солнечной системы сместился на четыре градуса к северу, а долгота почти не изменилась. Новые координаты составили 79,2 градуса северной широты и 5,1 градуса западной долготы. В то же время скорость потока частиц существенно снизилась и составила 22,8 километра в секунду.
"С чем связано такое "замедление" движения Солнца в межзвездной среде, еще предстоит понять", — говорит Измоденов. По мнению ряда исследователей, такое явление может быть следствием изменения характеристик межзвездной среды, которая является нестабильной. Например, повышение плотности межзвездной плазмы и силы межзвездного магнитного поля могли привести к изменению геометрии межзвездного магнитного поля и баланса давления.