Viewings: 3242
Начать охлаждение Арктики геоинженерными методами следует не позже 2013 года, заявил на конференции Американского геофизического союза Джон Ниссен, бывший инженер-программист.
Что это может быть? Распыление аэрозолей в стратосфере или увеличение коэффициента отражения облаков путём накачки морской воды? — Что бы ни было, время уходит.
Г-на Ниссена сложно назвать экспертом, но есть учёные, которые с ним согласны. Например, Питер Уэдэмс из Кембриджского университета (Великобритания) недавно пришёл к выводу, что уже в 2015 году Северный Ледовитый океан полностью лишится летнего льда. «Надо что-то делать», — говорит г-н Уэдэмс, несмотря на весь свой скепсис по поводу геоинженерных проектов.
Ну потеряет Арктика летний лёд, и что? А вот что. Океан будет поглощать больше тепла. Мелководье Восточно-Сибирского континентального шельфа нагреется на несколько градусов (а это самый большой континентальный шельф планеты: 2,1 млн км², средняя глубина — всего 50 м). А дно там состоит в основном из богатой метаном вечной мерзлоты, оказавшейся под водой около 8 тыс. лет назад, когда уровень моря вырос по окончании последнего ледникового периода. Без защиты со стороны морского льда вечная мерзлота под мелководьем быстро растает и выбросит прочь огромное количество метана.
Это не пустые слова. В своём докладе г-н Ниссен опирался на данные исследования, проведённого под руководством Натальи Шаховой из Международного центра изучения Арктики при Университете Аляски (США). Метан уже пузырится будь здоров!
Однако прогнозы по поводу льда и метана окутаны туманом. Веслав Масловски из Школы повышения квалификации офицерских кадров ВМС США разработал региональную климатическую модель, которая показала, что Арктика освободится от летнего льда в 2016 году. В то же время глобальные климатические модели говорят о том, что это случится не раньше 2030-го. Кому верить?
Кроме того, не очень ясно, сколько метана спрятано в Восточно-Сибирском шельфе, а без этих сведений невозможно заключить, быстро он выделяется сейчас или нет. К примеру, Юан Нисбет из Лондонского университета в Ройял-Холлоуэй (Великобритания) и вовсе считает, что основной источник метана находится в тропиках Южного полушария, а не в Арктике.
Исходя из всего этого, предложение г-на Ниссена едва ли получит большую поддержку. Однако рано или поздно с геоинженерными проектами всё равно придётся разобраться. Когда начнём?
Подготовлено по материалам NewScientist.