Viewings: 5329
После стыковки космического корабля Dragon с МКС перед триумфатором, компанией SpaceX, открываются очевидно радужные перспективы. Элон Маск, глава SpaceX, немедленно поделился своим видением будущего с прессой.
Донести Red Dragon до Красной планеты должен будет Falcon Heavy, отличающийся от Falcon 9 двумя боковыми ускорителями первой ступени. (Иллюстрация SpaceX.)
Кроме разработки новой тяжёлой ракеты, SpaceX нацеливается на создание увеличенной версии Dragon, которую можно будет использовать для полёта на Марс.
Руководитель SpaceX в очередной раз заявил, что модель поддерживаемых государством космических полётов порочна и является главной причиной длительного отсутствия инноваций в космическом секторе.
По его словам, сейчас, после успешного испытания теплового щита — главной конструктивной особенности, позволяющей сделать Dragon по-настоящему многоразовым, — его компания намерена сосредоточить усилия на внедрении в свои космические аппараты нескольких не менее смелых решений. По утверждению г-на Маска, шаттлы не были истинно многоразовыми уже потому, что их основной топливный бак сбрасывался при каждом старте. Кроме того, многоразовые компоненты были ненадёжными и (или) дорогостоящими, а потому шаттлы закончили свою карьеру, выводя грузы на орбиту за вчетверо бόльшую цену, чем обычные ракеты. Но означает ли провал такой концепции провал многоразовости в космосе?
Нет, полагает Элон Маск. Топливо, окислитель и газ наддува, требующиеся для одного полёта Falcon 9, по его словам, стоят всего $200 тыс. А миссия в целом обходится в $60 млн. 99,67% стоимости, таким образом, составляет цена одноразовой ракеты. Такой же оказалась бы и ситуация с Dragon, не будь капсула многоразовой. В будущем, начиная с шестого полёта Falcon'ов, предполагается вести сбор первой и даже второй ступени ракеты-носителя, благо они оснащены парашютами. По мнению г-на Маска, нужно будет посмотреть, насколько хороши они будут после старта, и при высокой сохранности оценить, в какое мере эффективным станет их повторное применение.
Следующий насущный этап — создание в 2012 году и запуск в 2013-м новой версии ракеты-носителя — Falcon Heavy, способной доставлять на низкую околоземную орбиту до 53 т.
Не обошёл глава SpaceX и вопроса о полёте на Марс. По его словам, хотя нынешние модификации Falcon’а и космического корабля Dragon не годятся для этого, Falcon Heavy сможет доставить будущую (несколько увеличенную) версию Red Dragon к Марсу, причём приземлится корабль на тяге собственных двигателей. В условиях низкой плотности марсианской атмосферы использование парашюта будет малоэффективно, отмечает г-н Маск. При этом, даже с учётом дополнительного веса топлива и двигателей, Red Dragon всё равно сможет доставить на поверхность не менее тонны груза.
Элон Маск пояснил, чем его компания не похожа на НАСА. SpaceX почти не использует аутсорсинга в основных областях: двигатели, корпус корабля и ракеты, а также авионика производятся ею самостоятельно. НАСА же в разгар эры шаттлов, наоборот, отдавало основную часть работы на откуп частным производителям, которые, во-первых, не были заинтересованы в уменьшении стоимости своей части контракта, а во-вторых, даже обнаружив то или иное инновационное решение, не могли повлиять на конструкцию КА в целом — ведь решающее слово всегда оставалось за НАСА-консерваторами. Частично почти полное отсутствие аутсорсинга определяется, по мнению г-на Маска, и общей ситуацией в ракетостроении: «Нет никакого Foxconn в ракетном бизнесе». Если сравнивать ситуацию с Apple, которая также во многом обходится в проектировании своей техники без аутсорсинга, то отдать производство «на сторону» яблочники по крайней мере смогли — было кому. А вот в ракетостроении нет компаний, готовых взять на себя подобные задачи.
Другой проблемой остаётся тесная связь гражданских ракетных технологий с технологиями производства межконтинентальных баллистических ракет, что делает невозможной международную кооперацию, тем более с КНР, заключил Элон Маск.
Подготовлено по материалам NewScientist.