Viewings: 7935
История Франции неразрывно связана с именем легендарной Жанны д’Арк, но что мы знаем о ней за исключением описаний ее подвига и последующего сожжения на костре. Миф о Жанне Девственнице, которая в историографии известна под не принадлежащим ей именем Жанна д’Арк, в большей части интересен отношением к ее образу некоторой определенной части фанатов. Именно они хранят легенды и нападают на всех тех, кто смеет опровергать официальную версию истории истинной героини французского народа. В результате приходится констатировать, что настоящая история Жанны д’Арк так и остается не написанной. Желание отыскать реальную истину не значит очернить героя. Видеть в честных искателях правды любителей клубнички или недоброжелательных очернителей — плод праздного вымысла тех, кто, как правило, свои болячки сваливает на других.
С официальной, печальной, версией истории героини Жанны д’Арк знакомо огромное количество читателей всего мира. В различных альтернативных версиях так же нет недостатка. К дискуссионным гипотезам необходимо отнести, в частности, легенду о чудесном спасении Девы Жанны или, напротив, ее гибель на костре. Тут, присутствует скорее, не желание доказать истину, сколько потребность защитить «невинные ризы» Орлеанской девственницы. Любые попытки по-новому посмотреть на историю Жанны практически сразу обречены на неудачу у представителей исторической официальной науки, поскольку их незамедлительно квалифицируют как очередные «новации псевдоисториков».
Свои священные коровы существуют у каждой из сторон создателей мифов. Антагонизм мифов о неповинной Жанне прекрасно просматривается в следующих парах: Жанна – внебрачная дочь герцога Людовика Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской – отец Жак д’Арк был обычным крестьянином и получил дворянский титул только в 1429 году, как дань подвигам своей дочери; Жанна слышала «голоса» невидимых святых — это либо обычные слуховые галлюцинации, либо вымысел придворных короля Карла VII; утром 30 мая 1431 года в Руане на площади Старого Рынка Жанна д’Арк была сожжена — Жанна счастливо избежала гибели.
Все мифы вокруг Жанны разворачивали осмысленно еще при ее жизни. В ХХ веке в поддержку мифов неповинной Жаны включились историки, придерживающиеся мировоззренческий позиций. 9 мая 1920 года Римско-Католическая церковь причислила Жанну к лику святых. Французскому правительству, оглашенное папой Бенедиктом XV, решение обошлось в 30 млн. золотых франков.
В то же время историки-марксисты, которые постоянно нападали на монахов-мракобесов и ненасытных феодалов, трактовали идейный образ Жанны по своему усмотрению, но порой до удивления похоже с аргументами их капиталистических коллег. Наконец, феминистки и суфражистки увидели в ней собственный мелкотравчатый идеал. Так, постепенно вокруг Жанны сформировалась партия, которая анализировала героиню с идеологических и как следствие, пристрастных позиций. Свой взнос в мифологизацию личности Жанны внес и такой монстр влияния на общественное мнение как кинематограф.
Во всей истории вокруг Жанны Девственницы непримиримые противники едины в двух моментах: Жанна родилась и выросла не в семье нищих пастухов, а у обеспеченных крестьян, и звали ее по-разному, но при этом никогда при жизни не называли Жанной д’Арк. С прозвищем Жанны La Pucelle (Невинной) тоже не все предельно ясно. Французское слово производное от латинского puella («дочь»), для «невинной» имеется совершенно иначе звучащее латинское слово — virgo. Значит, это некий намек на ее благородное происхождение из Орлеанского дома? Впрочем, прямых доказательств подтверждающих, что Жанна — дочь французской королевы Елизаветы, не существует.
Две исследовательницы Мари-Вероник Клэн и Режин Перну писали: «При жизни небезызвестную Жанну никогда не именовали Жанной д’Арк. В пятнадцатом веке было принято добавлять к именам название местности, городка или упоминание о роде происхождении; иногда к именам добавляли прозвище».
Существует свидетельство, признаваемое только мифологами: «21 февраля 1431г. на первом допросе руанского трибунала арестованной Жанне был задан процессуальный вопрос об ее реальном имени и прозвище. В ответ судьи услышали, что на родине ее зовут Жаннетта, но во Францию, ее прозвали Жанной. Относительно прозвища она сообщила, что она его не знает».