Viewings: 4118
Минувший август многим нашим соотечественникам запомнится не только тем, как падал грузовой корабль «Прогресс» в алтайские леса и тем, как не взлетел на МАКС-2011 новый российский истребитель, но еще и неоднократным нападением акул на людей в Приморье.
Нельзя сказать, что раньше не фиксировались случаи появления акул в этих местах, но вот нападений, да еще и со столь трагичными последствиями еще ни разу зафиксировано не было. По словам местных ихтиологов акулы не только не нападали на купающихся в море людей, но и старались держаться от мест скопления людей подальше. Что же такого случилось в Приморском крае, что вызвало небывалую агрессию морских хищников?
Специалисты рыбоохраны Приморского края в один голос говорят, что все дело в изменении потоков сезонной миграции. Здесь нужно отметить, что в течение десятилетий наблюдения за акулами, была построена многоуровневая схема, согласно которой в этих водах проходили пути морских хищников определенных подвидов. Однако в последние месяцы у побережья Владивостока было зафиксировано появление акул, которых до этого в здешних местах не наблюдали. Это заставило некоторых исследователей проанализировать такую ситуацию с точки зрения недавних событий в Японии.
Все дело может оказаться в том, что акулы решили мигрировать из тех мест, где радиационный фон воды превышен в сотни раз. Но как они могут определять уровень радиации? Оказывается, на теле акулы есть специальные рецепторы, которые реагируют на гамма-излучение. Если акула одарена природой таким «датчиком», который способен улавливать даже незначительные колебания радиационного фона, то вполне возможно, что его показания и стали причиной неожиданной смене зоны своего обитания для этих хищников.
Некоторые проведенные исследования показывают, что, действительно, в районе выброса зараженной воды у побережья Японии в районе АЭС «Фукусима-2» количество морских животных существенно снизилось. Многие из них погибли от воздействия радиации чудовищной мощности, а многие, такие как акулы, мигрировали подальше от неблагоприятных условий. Если смотреть на проблему именно с уклоном в сторону экологических условий, то приморские воды России для «японских» акул – наиболее подходящее место нового обитания. Кстати, не нужно забывать и о том, что акулы относятся к малоизученным морским обитателям, поэтому о причинах их активизации в районе Приморья пока можно только догадываться.
С доводами об изменении радиационного фона и влиянием этого фактора на акул согласуется и то, что эти морские хищники сохраняют стойкий иммунитет к различного рода раковым заболеваниям. Существует даже ошибочное мнение, что акулы вообще не болеют раком. Это не совсем так. Органы акулы могут подвернуться опухолям в том случае, если место их обитания сильно загрязнено. Поэтому акулы и выбирают чистые воды. До катастрофы на «Фукусиме-1» воды у побережья Японии были достаточно чистыми для обитания акул, но появление здесь радиоактивного цезия превратило их в настоящий отстойник для радиационных отходов.
В связи с этим непонятна позиция властей Приморья, которые горят желанием найти агрессивных акул и «предать их суду» в виде гарпунов морских охотников. В такой ситуации убийство акулы ни в коем случае не решает проблему. Во-первых, смена места жительства акул в морских глубинах произошла вовсе не по их вине, а, во-вторых, убив одну акулу далеко не факт, что нападения на людей прекратятся. Здравомыслящие ихтиологи сегодня призывают тех, кто решил истреблять хищников у берегов Владивостока, обдумать ситуацию и остановиться. В таких условиях нужно дать акулам возможность адаптироваться в новых условиях. Ни одно живое существо на земле и в воде первоначально не может смириться с тем, что место его обитания стало непригодным для этого самого обитания. Разве человек не начинает вести себя неадекватно, если ему приходится в срочном порядке «срываться» с мест, в которых он прожил всю свою жизнь?
Акулы обитают и в районах других пляжей по всему миру, однако это не значит, что от них нужно сразу же избавляться. В любом случае вопрос с нападением акул на людей не должен стать причиной истребления морских хищников. Проблему нужно решать совершенно иными методами, при этом работать должны не гарпунщики, а ихтиологи и экологи Приморья.