Просмотров: 4135
Похоже, двум современным сыщикам удалось разгадать загадку безвременной кончины юного египетского царя – Тутанхамону едва исполнилось восемнадцать лет, когда он умер. По мнению детективов, они нашли не только доказательства того, что Тутанхамон был убит, но и вычислили убийцу.
Находка усыпальницы Тутанхамона в 1922 г. вызвала настоящую сенсацию. Среди тех немногих усыпальниц, которые сохранились спустя тысячелетия в более или менее первозданном виде, эта поражала своим богатством: она была наполнена золотом, слоновой костью и разными украшениями, включая знаменитую погребальную маску. Тем не менее, в том, как был похоронен царь, было нечто странное, возможно, говорившее о том, что здесь не все чисто. Больше всего подозрений у ученых вызвала могила юноши. Ее небольшой размер, незаконченная отделка – все говорило о том, что юный правитель умер скоропостижно. Не исключалось, что его кончина могла иметь не естественный, а насильственный характер.
Золотая маска Тутанхамона
Более чем через 3300 лет после смерти Тутанхамона по просьбе британского кинопродюсера Энтони Джеффена за расследование древней тайны взялись два современных детектива: бывший следователь ФБР Грег Купер и Майк Кинг, директор отдела криминалистики полиции города Огден, штат Юта. В распоряжение сыщиков был предоставлен обширный материал улик и свидетельств – научные труды, фотографии усыпальницы Тутанхамона, рентгеновские исследования самой мумии и мнения экспертов. Основываясь на этом материале, детективы пытались разгадать загадку смерти фараона, используя методы современной криминалистики. И они, как ни удивительно, оказались весьма эффективны.
Известные египтологи, впрочем, называют выводы детективов полной чепухой. По их мнению, работа Купера и Кинга состряпана из старых теорий, подогретых на новой криминалистической сковородке. Некоторые ученые говорят, что это поле было уже сто раз перепахано, и на нем не находили никаких бесспорных доказательств.
Людям нравится строить догадки, говорит немецкий египтолог Марианна Итос-Краусс. Но никаких прямых доказательств убийства Тутанхамона нет.
Кто прав – неизвестно, но когда 80 лет назад британский археолог Говард Картер обнаружил усыпальницу Тутанхамона, всем стало ясно, что эта могила не похожа ни на одну другую. Для усыпальницы фараона она выглядела сделанной очень поспешно. О том, что изначально была предназначена не для царской особы, говорили не только ее скромные размеры, но и неаккуратная отделка: на настенных росписях сохранились пятна краски, которые никто не удосужился стереть. Некоторые предметы утвари, так поразившие мир своей изысканностью, на самом деле, видимо, были взяты с погребального склада, так как при тщательном исследовании на них обнаружили следы надписей имен других людей.
Эти имена стерли, а на их место поставили нужную надпись – Тутанхамон. После бальзамирования на мумию вылили целые ведра бальзама, что только ухудшило ее состояние. Было ли это частью ритуала или просто попыткой замести следы преступления? Чтобы ответить на данный вопрос, в 1925 г. Картер провел анатомическое исследование трупа, которое было проделано грубыми методами и скорее напоминало разделку мясной туши. Бальзам склеил бинты, обматывавшие мумию, поэтому при выемке из саркофага тело было повреждено. Изучив тело, первый анатом не нашел ничего подозрительного. Однако более сорока лет спустя, в 1968 г., один ученый из Ливерпульского университета получил разрешение на рентгеновское исследование мумии и обнаружил несколько интригующих вещей: узкий обломок кости в мозговой полости и какое-то уплотнение у основания черепа, которое вполне могло быть сгустком крови. Такой сгусток мог образоваться в результате тяжелого, возможно, заведомо смертельного удара по затылку. Чтобы выяснить все до конца, Купер и Кинг взяли оригиналы этих рентгеновских снимков и показали их экспертам-медикам, рентгенологам и неврологам. Эксперты тут же обнаружили новые интересные факты. Например, истонченную правую височную кость Тутанхамона, покрытую мелкими трещинами, которые, возможно, появились в момент удара тяжелым предметом. Кроме того, Тутанхамон страдал так называемым синдромом Клиппеля-Фейля: у него были сросшиеся шейные позвонки. Люди с подобной патологией не могут повернуть голову, не повернув всего тела. Подобный недуг невозможно скрыть, и он делает человека крайне уязвимым в момент падения или толчка.
Чтобы воспользоваться такой очевидной уязвимостью Тутанхамона, преступник древности, как и современный, должен был иметь средства, возможность и мотив.
Руководствуясь этими критериями, сыщики начали искать преступника по всей Египетской империи, но затем ограничились поиском лиц, приближенных к фараону. В конце концов под подозрением оказались четверо: казначей Майя, военачальник Хоремхеб, премьер-министр Аи и жена фараона по имени Анхесенпаатон.
Из четверых подозреваемых первым был вычеркнут Майя. Хотя по долгу службы ему, вероятно, часто приходилось встречаться с Тутанхамоном, что давало ему средства и возможность совершить преступление, но у него не было мотива. На одном из даров в могиле Тутанхамона начертано имя Майя, и это может означать, что он искренне скорбел о смерти юноши. К тому же Майя не извлекал от убийства царя никаких выгод, так как вряд ли мог получить повышение в следующем правительстве. Он, наоборот, рисковал понижением в должности.
Хоремхеб оказался орешком покрепче. Купер и Кинг предположили, что военачальник проводил с фараоном много времени, обучая его охоте и управлению колесницей, а во время занятий было не так уж сложно подстроить роковой несчастный случай. И если Тутанхамон умер в дороге, тело начало разлагаться прежде, чем Хоремхеб привез его домой, что, возможно, объясняет излишки бальзама, вылитые на мумию. Мотивом цареубийства для Хоремхеба могло послужить желание самому занять трон, что было не так уж сложно осуществить, имея в подчинении армию. Однако после смерти Тутанхамона военачальник остался на прежней должности.
– Если бы Хоремхеб хотел взойти на трон фараона, он бы это сделал, – говорит Купер. У Анхесенпаатон тоже не было очевидного мотива для убийства. Супруга фараона не имела права наследовать трон после смерти мужа, поэтому жажда власти не могла послужить для нее мотивом убийства. Более вероятно, что она думала о своих наследниках. В могиле Тутанхамона были найдены два мумифицированных человеческих эмбриона. Считается, что это недоношенные дочери царской четы. Если Тутанхамон был не способен стать отцом здорового ребенка, то Анхесенпаатон, возможно, захотела избавиться от него, чтобы выйти замуж за кого-нибудь другого.
Но Купер и Кинг убеждены в том, что Анхесенпаатон и Тутанхамон были счастливы вместе. Они были сводными братом и сестрой и знали друг друга с детства. На росписи в усыпальнице Тутанхамона они изображены любящей парой, и, по мнению Кинга, сам факт мумифицирования нерожденных детей (случай неординарный) говорит об их крепких семейных узах.
Остается Аи. Глава правительства, занимавший эту должность еще при отце Тутанхамона, де-факто был царем, пока опекал маленького фараона и пользовался его полным доверием (Тутанхамон стал фараоном, когда ему было всего девять лет.) Аи мог сам жаждать трона и фактически занял его после смерти Тутанхамона. Настенные росписи в усыпальнице изображают Аи исполняющим ритуал «Открытие врат» на похоронах фараона – церемонию, которую должен был проводить престолонаследник.
Еще одно свидетельство против Аи, вероятно, может предоставить вдова Тутанхамона. В одном древнем документе говорится о том, что некая египетская царица отправила письмо хеттскому царю (современная Турция), умоляя его прислать одного из своих сыновей на юг с тем, чтобы он женился на ней. В своем письме царица выражает опасения, что ее иначе принудят выйти замуж за одного из ее «слуг». Анхесенпаатон, бывшая царица, несомненно, смотрела на Аи как на слугу. Некоторые исследователи считают, что кольцо с именами Анхесенпаатон и Аи подтверждает версию о их супружестве, которое узаконивало Аи как фараона.
Но других ученых не убеждает подобная теория. Например, ссылки на настенные росписи в могиле им кажутся наивными.
– Могильные росписи всегда были радостными, – говорит Рита Фрид из Бостонского музея изящных искусств. – Потому что это идеализированные изображения.
Кроме того, так и не было доказано, что именно Анхесенпаатон писала письмо царю хеттов. Некоторые ученые считают, что автором письма была вдова не Тутанхамона, а его отца. Точно так же кольцо с именами Аи и Анхесенпаатон может ничего не значить, поскольку в Древнем Египте не существовало обручальных колец. Кольцо может просто указывать на политический союз.
Но как бы ни были убедительны или надуманны улики против Аи, они не положат конец предположениям и догадкам. В XXI в. наверняка появятся новые технологии и методы исследований, с помощью которых, например, можно будет определить заболевания, которыми страдал фараон, или получить более подробные рентгеновские снимки. Вероятно, они помогут пролить свет на смерть Тутанхамона, а Кинг и Купер смогут продолжить свое следствие по этому делу.
– Преступление – это преступление, – говорит Купер. – И не важно, когда оно совершено, – сегодня или три с половиной тысячи лет назад.
Ведь на убийства срок давности не распространяется.