Просмотров: 5463
Мало кому известно, что полвека назад в нашей стране произошёл ряд событий, которые сегодня назвали бы настоящими сенсациями. Причём сенсациями мистическими, поскольку с точки зрения привычных представлений человека о природе объяснить их невозможно и по сей день.
Именно по этой причине все эти происшествия и были строго засекречены на 50 лет. Так что в этом году немногочисленные исследователи ждали снятия грифа секретности как минимум с трёх необъяснимых эпизодов: гибели туристической группы Дятлова на Северном Урале, загадочных крушений нескольких пассажирских самолётов и появления так называемых огненных шаров, которые смели с лица земли несколько посёлков на Урале и в Западной Сибири. Снятия грифа секретности ожидали не только в России, но и в Америке: там якобы даже пообещали наконец объяснить причину внезапного появления инструкций штабов ВМС и ВВС США относительно того, как вести себя при встречах с НЛО.
В СССР также действовали аналогичные инструкции, но появились они годом позже. Увы, учёных по обе стороны океана ждало разочарование: в течение 2009 года доступ к загадкам полувековой давности так и не был открыт, более того, недавно их засекретили ещё на четверть века. Обычно так поступают только в отношении государственных тайн из области безопасности или дипломатии. Корреспондент «Нашей Версии» попытался разобраться, в чём причина подобной таинственности и что вообще известно об этих давних, но не теряющих своей актуальности происшествиях.
О гибели группы Дятлова написано довольно много: до того, как делом стали заниматься в КГБ, расследование вели сотрудники прокуратуры, и в начале 90-х они ненадолго позволили себе разговориться. Несмотря на то что в те времена рассекретили, казалось, буквально всё, вплоть до сведений о нашем оборонном потенциале, тайну перевала Дятлова предавать огласке, видимо, не собирались. Двое следователей, раздававших направо и налево интервью, как-то внезапно умолкли, а третий вообще умер.
Гораздо меньше известно об атаке «огненных шаров» из космоса, но какая-никакая информация есть и о них: дело в том, что показания о шарах давали в основном солдаты-срочники, охранявшие ИТУ, расположенные неподалёку от погибших посёлков. В самих-то посёлках в живых никого не осталось. Отслужив срочную, солдаты со временем забыли о том, что давали подписки о неразглашении, и кое-какие сведения просочились в прессу. Хуже всего обстоит дело с информацией о погибших Ту-104 и Ан-10 Иркутского авиаотряда: дело в том, что все авиационные аварии в СССР засекречивались практически сразу, расследованием занимался КГБ, а посторонних и близко не подпускали. Всё, что известно о гибели пассажирских самолётов, записано со слов четверых служащих авиаотряда, троих из которых уже нет в живых. Безусловно, все эти события не могут не интересовать самую широкую общественность, но отчего-то информацию о них до сих пор пытаются скрыть. Отчего же?
То, что увидели спасатели, повергло их в шок. Погибшие выглядели так, будто кто-то провёл над ними жестокую экзекуцию. И этот кто-то вряд ли мог быть человеком.
В ночь с 1 на 2 февраля на Северном Урале при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов из 9 человек, возглавляемая опытным инструктором Игорем Дятловым. Вообще-то, туристов было 10, но один из них внезапно почувствовал боль в ноге и вернулся на базу. 1 февраля группа остановилась на ночлег на склоне горы Мертвецов, по-мансийски Холат-Сяхл, недалеко от безымянного перевала, позднее названного перевалом Дятлова. 12 февраля группа должна была выйти в конечную точку маршрута, посёлок Вижай, и оттуда телеграфировать в спортклуб о завершении похода, приуроченного к XXI съезду КПСС. Телеграмму ждали целую неделю, но так и не дождались. На поиски Дятлова и его группы спасатели вышли лишь 22 февраля. Спустя несколько дней поисковики наткнулись на трупы участников похода.
То, что увидели спасатели, повергло их в шок. Погибшие выглядели так, будто кто-то провёл над ними жестокую экзекуцию. И этот кто-то вряд ли мог быть человеком. Обратимся к документам: вот что писал о характере полученных туристами травм эксперт Борис Возрожденный, проводивший вскрытие трупов. «У Николая Тибо-Бриньоля (один из участников злополучного похода. – Ред.), помимо вдавленного оскольчатого перелома, длина одной из трещин черепа – 17 сантиметров. Следователь Иванов задал мне вопрос: от действия какой силы Тибо-Бриньоль мог получить такую рану? Я ответил: в результате броска, падения, но не с высоты своего роста, то есть не оттого, что он поскользнулся, упал и ударился головой. Обширный и очень глубокий перелом свода и основания черепа получен в результате удара, равного по силе тому, какой может нанести пешеходу автомобиль, двигающийся на очень большой скорости. Но откуда в горах взяться автомобилям?» Могли такие травмы стать следствием удара, скажем, большим камнем? Нет, не могли, в этом случае были бы повреждены мягкие ткани, а таких повреждений на трупе не было.
Не меньшее удивление экспертов вызвали исследования других тел. Удивительным было то, что ни у кого не было одинаковых травм, все погибли на одном и том же пятачке, но по-разному. У туриста Александра Золотарёва отмечен перелом рёбер – «результат воздействия большой силы на грудную клетку в момент падения, сдавливания или отбрасывания. При этом царапин и ссадин нет». Удивительно? Ещё как. Ещё больше эксперты удивились, исследуя труп Людмилы Дубининой: у неё во рту отсутствовал язык!
Казалось бы, туристов разбрасывает вокруг их бивака неведомая сила, круша головы и рёбра, нанося непостижимые травмы. А их палатка стоит наверху как ни в чём не бывало, хотя сорвать её вполне могло порывом ветра средней силы, деревья – сосны и кедры – также стоят целы и невредимы. А рядом – крошево из человеческих тел. Тела, к слову, родственникам так и не показали, хотя хоронили их в обычных гробах. Но гробы охраняли так, как будто там собраны все наши военные секреты вместе и сразу. Правда, для отца Людмилы Дубининой сделали исключение: он был, как сейчас говорят, человеком со связями и непременно хотел убедиться в том, что в гробу лежит действительно его дочь. Следователь Иванов приоткрыл крышку гроба. Дубинин увидел Людмилу и потерял сознание.
Судмедэкспертиза отметила у всех погибших странный, красновато-багряный цвет кожи. Причём как лиц, так и ног, и туловищ. У всех покойников были расширены зрачки. Алкоголь в организмах отсутствовал. После вскрытия трупов у всех были взяты части внутренних органов для химического и гистологического анализа. Результаты этих исследований неизвестны. Есть и ещё одна загадка: материалы физико-технической экспертизы одежды на содержание радиоактивных веществ четверых погибших. Результаты этой экспертизы то изымались как не относящиеся к делу, то возвращались вновь. В конечном итоге в постановление о прекращении дела они так и не попали.
А результаты экспертизы были, мягко говоря, странноваты: одежда «фонила», на ней была обнаружена радиоактивная пыль. Но откуда взялась такая пыль в горах Северного Урала, да ещё и в 1959 году?
Накануне своей внезапной смерти следователь Иванов, которому перепоручили вести дело группы Дятлова, сообщил буквально следующее: «У меня своё объяснение случившегося, можете даже в газете вынести в заголовок: прокурор-криминалист считает, что туристов убили НЛО. Я, кстати, и тогда предполагал это. К гибели ребят они имеют прямое отношение, уверен. Полагаю, всё произошло так. Ребята поужинали и легли спать. Один из них вышел по естественной надобности (были следы) и увидел нечто, что заставило всех тут же покинуть палатку и бежать вниз. Думаю, это был светящийся шар. И он-таки настиг их, или это случайно вышло, у опушки леса. Взрыв! Трое или четверо получают тяжелейшие травмы и умирают. По мнению судмедэксперта Возрожденного, это было что-то вроде ударной волны или удара, как при автокатастрофе. Ну а дальше началась борьба за выживание. Знаете, столько лет прошло, дел всяких повидал за свою прокурорскую жизнь, но эту историю мне не забыть... Фамилий всех не помню, к сожалению. Двое, которых нашли под кедром... Они пытались разжечь костер, лазили на кедр за сучками, и на коре его остались клочки их кожи и мускулов... Очень помог их товарищ, отставший из-за болезни. Юдин, кажется. Он знал, кто во что был одет, и помог установить, кто в чём оказался. Вся одежда оказалась перепутана. Они мёртвых раздевали, чтобы спасти живых. Я виноват, сильно виноват перед родственниками ребят: к телам их не допустил».
И ещё о таинственном. Двое сотрудников Ивдельской прокуратуры, которые участвовали в следствии на начальном этапе, до того, как дело передали в Свердловскую прокуратуру следователю Иванову, сошли с ума. Ещё двое из тех, кто работал над делом в Свердловске, в том же году покончили с собой, оставив странные посмертные записки. Согласитесь, слишком много странностей и загадок.
Гибель туристической группы Дятлова может быть связана и с другим, гораздо менее известным явлением, произошедшим в том же году: гибелью нескольких уральских и западносибирских посёлков от так называемых огненных шаров. Осенью 1959 года эти два таинственных события объединили в одно уголовное дело, а следователь Иванов даже подтверждал, что и в дятловском, и в другом деле события могли быть аналогичными, просто «сила воздействия» была разной.
31 марта 1959 года одно из воинских подразделений, охраняющих лагерь заключённых на севере Свердловской области, было поднято по тревоге. Солдатам объявили: ракетная атака! Наряд в составе военнослужащих Авенбурга, Потапова и Согрина доложил вышестоящему начальству: «В 4 часа утра дневальный Мещеряков заметил большое огненное кольцо, которое в течение 20 минут двигалось на нас, скрывшись затем за сопкой. Перед тем как исчезнуть, из центра кольца появилась звезда, которая вскоре увеличилась до размера Луны, а потом стала падать вниз, отделяясь от кольца. Странное явление наблюдал весь личный состав, поднятый по тревоге. Просим объяснить, что это такое и его безопасность, так как в наших условиях это производит тревожное впечатление».
Если бы не два аналогичных события, случившихся в середине февраля, этому рапорту вряд ли придали бы значение: мало ли, вдруг солдаты попросту перепились, среди охраны ИТУ такое бывало. Но «ракетной атаке» предшествовали ещё два случая, которые были документально зафиксированы. Причём первый произошёл в Ивдельском районе Свердловской области, неподалёку от того места, где погибла группа Дятлова. Вот какой необычный рапорт поступил на имя начальника Ивдельского отделения милиции: «17.02.59 г. в 6 часов 50 минут местного времени на небе появилась странная светящаяся движущаяся звезда с хвостом. Хвост напоминал плотные перистые облака. Потом звезда освободилась от хвоста, стала ещё ярче и полетела, как бы раздуваясь, образовывая большой шар, окутанный дымкой. Двигалась звезда с юга на восток. Техник-метеоролог Токарева».
А днём раньше сенсационную по тем временам заметку под заголовком «Необычное небесное явление» опубликовала газета «Тагильский рабочий»: «Вчера в 6 часов 55 минут местного времени на востоке – юго-востоке на высоте 20 градусов от горизонта появился светящийся шар размером с диаметр Луны. Около 7 часов внутри его произошла вспышка, и стала видна очень яркая сердцевина шара. Сам он стал более интенсивно светиться, около него появилось светящееся облако. Облако распространялось на всю восточную часть небосвода. Вскоре после этого произошла вторая вспышка, она имела вид серпа Луны. Постепенно облако увеличивалось, в центре оставалась светящаяся точка. А. Киссель, заместитель начальника связи Высокогорского рудника».
В КГБ данные, как положено, собрали, подшили к делу и попытались о них забыть: всё равно объяснить эти явления с точки зрения здравого смысла не представлялось возможным. Но летом «огненные шары» показались вновь, да так, что не заметить их было сложно. Несколько таких шаров упали на посёлки Болото Кемеровской области, Краснокаменка Свердловской области и Михайлово Иркутской области. В результате посёлки попросту исчезли с лица земли. В каждом из них проживали примерно по 200–300 человек. Возможно, были и другие происшествия, во всяком случае, падения аналогичных «огненных шаров» отмечались по всей стране – от Урала до Камчатки. Но подтверждённые данные есть лишь о гибели упомянутых трёх, и только потому, что поблизости от каждого из них располагались ИТУ и тамошняя охрана рапортовала командирам о непонятных явлениях, свидетелями которых она стала.
Такие же «огненные шары» в тот год падали не только на территории СССР. Два больших «огненных шара» пронеслись над южной частью северного острова Новой Зеландии. Один из них упал в море на расстоянии 80–140 километров к востоку от Веллингтона. Падение шара вызвало мощную ударную волну, которая потрясла здания в прибрежных районах, были выбиты стёкла во многих домах, расположенных в нескольких километрах от побережья. Свечение шара было настолько сильным, что его наблюдали даже при ярком солнечном свете. Возможно, это были лишь крупные метеориты. Ясности нет, как нет и открытой информации. Теперь её не будет ещё четверть века.
Самые странные и самые засекреченные события 50-летней давности связаны с таинственными катастрофами самолётов Иркутского авиаотряда. Засекречены и данные о катастрофе Ил-18, потерпевшего аварию неподалёку от Ташкента. Материалы об этих катастрофах в своё время были объединены в одно уголовное дело, хотя на первый взгляд все аварии были совершенно разными. Что же их объединяло?
16 ноября самолёт Ан-10, заходя на посадку в аэропорту Львова, сорвался в пике и разбился. Полёт проходил нормально, нештатных ситуаций на борту не было. Незадолго до посадки пилот передал в эфир: «Смотрите, оно летит на нас!» Прошло несколько секунд, и диспетчер услышал ещё одну фразу: «Это не военные, это какая-то х…» Ещё через несколько секунд самолёт рухнул на землю. На борту было 40 пассажиров.
13 декабря Ил-18, выполнявший пассажирский рейс Кабул – Ташкент, при заходе на посадку врезался в горы. Перед крушением диспетчеры также слышали в эфире странные возгласы: «Ты на землю-то сообщи… Чтобы меня в аэропорту в психбольницу отправили?.. Ничего, уйдём… Что это за х…?» Далее – удар.
Две эти катастрофы зафиксированы в реестрах утраченных самолётов, данные о них легко проверить в открытых источниках. Хуже обстоит дело с падением Ту-104, о котором я имею возможность рассказать подробнее. В 1959 году «тушка» едва-едва появилась на пассажирских авиаперевозках. Изначально самолёт планировался как дальний бомбардировщик, собственно Ту-16. Но конструкторы внесли некоторые изменения, и 104-я модель стала первым в мире серийным пассажирским реактивным самолётом. Первые несколько образцов передали в Иркутский авиаотряд, с несколькими пилотами которого автору посчастливилось познакомиться лично, в частности с командиром корабля Шароновым, летавшим на тех, первых «тушках». Вот что рассказывал Шаронов: «Самолёты были хорошими, но в них имелись небольшие конструктивные недоработки. Из-за этих недоработок в 58-м году произошли три катастрофы, повлёкшие гибель людей. Из пяти самолётов, переданных нашему авиаотряду, рухнули три – конечно, это было ЧП! И на весь следующий год данные о падениях 104-х строго-настрого засекретили».
Недостатки конструкции, казалось, удалось устранить, и к 1959 году 104-я модель вроде бы стала на крыло. Но очередная авария чуть было не поставила крест на самом популярном советском самолёте. Произошла она в июле над Байкалом. Вот что о ней рассказывал Шаронов: «Самолёт должен был сесть в аэропорту Иркутска, на его борту были то ли спортсмены, то ли какие-то военные. Кто-то известный, точно не помню. Поэтому диспетчерская служба была приведена в особый режим работы. И вот в эфире раздаётся: «На нас движется неопознанный объект, круглый, от него идёт свечение. Передайте…» А далее помехи, и самолёт исчезает с радаров. Упал? Спустя несколько секунд: «Боже, как страшно! Боже, как страшно! Вы это видите? Вы их видите?» И снова самолёт исчезает. И последний раз: «Вижу аэропорт! Захожу на посадку!» Аэропорта там не было и в помине, самолёт летел над Байкалом. Туда он и рухнул».
Всех, кто был в диспетчерской, допросили следователи КГБ. Со всех взяли подписку о неразглашении. Её брали и раньше, но строгость в этом случае была такой, что однажды проболтавшемуся о том, что было слышно в диспетчерской, лётчику Алётину, находившемуся на особом положении и считавшемуся чуть ли не одним из лучших командиров корабля в Союзе, едва удалось удержаться в авиаотряде. А одного из диспетчеров просто посадили, и тоже, как говорили, за разглашение того, что он слышал в эфире. Алётин рассказывал коллегам о том, что рыбаки, промышлявшие в байкальских водах, видели, что падающий самолёт преследовал некий светящийся объект, причём проводил он «тушку» буквально до водной поверхности, рыбаки сумели его разглядеть довольно-таки пристально.
Этой рухнувшей в Байкал «тушки» нет в реестрах потерь авиаотрядов, как нет данных и о двух других аналогичных катастрофах, произошедших с Ту-104 в том же году. К слову, по «сточетвёртым» вообще закрыто много информации: к примеру, до сих пор не названы жертвы первой катастрофы, произошедшей в феврале 1958 года (говорят, что на борту летели наши «секретные» разведчики), нет данных о погибших в ленинградской катастрофе весной 63-го и в иркутском крушении 69-го. Точнее, данные есть, но они строжайшим образом засекречены. Снимут ли гриф секретности с этих катастроф – неизвестно. Хотя вряд ли. Ведь засекретили же самые резонансные происшествия полувековой давности ещё на 25 лет…
Справка
Государственная тайна – понятие крайне размытое и противоречивое. Существует перечень сведений, составляющих государственную тайну, однако на деле засекречивают и сведения, не попадающие в этот перечень. К примеру, закон запрещает засекречивать сведения о катастрофах и состоянии экологии, о привилегиях, предоставляемых тем или иным категориям граждан, и о фактах нарушения закона представителями государственной власти. На деле же гриф секретности накладывается на каждую вторую авиакатастрофу; недавние факты прорывов дамб на Урале и в Сибири, повлёкшие заражение почв радиоактивными отходами, также были засекречены. Невозможно получить сведения о некоторых должностных преступлениях: их засекречивают в так называемом ведомственном порядке.
Устанавливается три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие им грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесённых к государственной тайне, не допускается, хотя и практикуется. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлён по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. На деле «исключительными» признаётся примерно треть случаев, а 30-летний срок в советские времена преодолевался так: по прошествии 25 лет комиссия автоматически засекречивала на такой же срок все данные, связанные с периодами революции и Гражданской войны, Великой Отечественной войны, с участием наших военных в вооружённых конфликтах за пределами СССР, а также материалы экологических, промышленных и авиационных катастроф. В середине 90-х президент Борис Ельцин пытался своими указами снимать грифы секретности с ряда дел, в частности с дел об измене Родине, но указы, по существу, не работали.
Сегодня органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию «в пределах своей компетенции».
А определяют эти пределы сами руководители госорганов. Выходит замкнутый круг. Появилась и законодательная лазейка продлевать сроки секретности: отсчёт сроков засекречивания может вестись не с первого засекречивания во времена СССР, а с принятия нового закона о гостайне.