Просмотров: 10088
На Алтай ежегодно приезжают поохотиться богатые иностранные туристы. Однажды в бревенчатой избушке таежного кордона после удачной охоты между охотниками и егерями зашел разговор о военнопленных японцах и немцах, работавших на стройках и в шахтах СССР.
«Побег из ГУЛАГа»
Беседуя, охотники вспомнили кинофильм «Побег из Гулага» и главного героя Клеменса Фореля. Один пожилой охотник из Германии, вполне прилично говоривший на русском языке, вдруг заявил, что он племянник Корнеллиуса Роста, послужившего прототипом для Клеменса Фореля.
Рост описал все произошедшие с ним события, а журналист Йозеф Бауэр по его рукописи в 1955 году создал бестселлер «Пока идут мои ноги», ставший сенсацией в ФРГ. Корнеллиус Рост тогда предпочел остаться неизвестным, и Бауэр дал ему вымышленное имя -Клеменс Форель.
Книгу перевели на 15 языков и поставили по ней несколько теле- и кинофильмов (в русском прокате кинофильм «Пока идут мои ноги» был назван «Побег из ГУЛАГа»). Историю о невероятных злоключениях беглеца узнали миллионы людей.
Дорога на Голгофу
Во все времена участь военнопленных была незавидной, а в некоторых случаях и смертельно опасной. В таком положении оказался обер-лейтенант вермахта Корнеллиус Рост в конце Второй мировой войны. Пленным не докладывают, куда и зачем их везут.
Товарные вагоны, набитые военнопленными, в октябре 1945 года покатились из Москвы на восток по бескрайним просторам России. Пищи и воды давали мало, дул ледяной сибирский ветер, многие не выдерживали тягот пути и умирали.
Через два месяца, при перекличке в Чите, из 3000 пленных, следовавших в эшелоне, осталось около двух тысяч человек.
За весну и лето пешим порядком до рудника на мысе Дежнева добрались менее половины оставшихся в живых пленных, выехавших из Москвы. Этот ледяной ад стал местом их работы и жизни.
Голгофой для Корнеллиуса оказалась штольня рудника на далекой Чукотке, на самом краю земли. Почти вручную они добывали свинцовую руду. Работали и жили под землей в восьми пещерах, перед каждой из которых дежурил вооруженный охранник.
Через каждые шесть недель их на два часа выпускали на божий свет, на поверхность земли. Лагерь находился в таком безлюдном и диком месте, что бежать из него было практически невозможно. Не нужны были колючая проволока и вышки. Единственного смельчака, сумевшего сбежать и добраться через Берингов пролив до Аляски, американцы выдали русским назад.
Корнеллиус тоже пытался бежать, но через неделю был пойман, возвращен в свою пещеру и до потери сознания избит своими товарищами по несчастью, которым на это время урезали и без того незавидные пайки. Надежды возвратиться домой в ближайшие годы практически не было.
Последний шанс
Надежду обер-лейтенанту возродил лагерный врач Хейнц Штауффер. Он сам хотел бежать и уже запасся всем необходимым, даже пистолетом. Но узнал, что у него рак и он обречен. Врач передал Росту все свое снаряжение и взял с него слово, что если он доберется до Германии, то обязательно найдет его жену и расскажет ей о судьбе мужа.
В конце октября 1949 года Корнеллиус Рост снова сбежал. Уйти из ненавистного рудника помогли лыжи и помощь оленеводов на редких стойбищах. Они дали ему теплую одежду и разрешали ночевать в своих чумах. Однажды Корнеллиус встретился с тремя беглыми уголовниками, и дальнейший путь они продолжили вместе. В Сибири наступило лето, и беглецы по дороге стали намывать в речках золото, а с началом зимы начали заготовку пушнины. В обмен на золото и пушнину оленеводы снабжали их патронами.
Как-то выяснилось, что один из уголовников скрыл от остальных найденный летом золотой самородок. После жестокой драки двое беглецов были убиты. Оставшийся в живых уголовник и немец продолжили путь вдвоем.
По дороге уголовник столкнул Роста, ставшего ненужным конкурентом на золото, с крутого обрыва и оставил его умирать.
Добрая фортуна
Очнувшись, Корнеллиус поднялся и медленно поплелся дальше, проходя за день всего несколько километров. Ослабевшего беглеца догнали волки, и он из последних сил вскарабкался на молодое дерево, тонкие ветви которого грозили обломиться. Волчьи клыки клацали уже совсем рядом, когда раздались выстрелы, и к дереву подошли два оленевода. Они не только спасли, но и вылечили беглеца.
Весну и лето Рост упорно продвигался на юг к железной дороге, преодолев уже почти 3000 километров самого тяжелого отрезка пути. Ему несколько раз удалось тайком сесть на товарный поезд и добраться до Улан-Удэ. А затем, после долгих мытарств, он оказался на юге России. На Кавказе контрабандисты по своим тайным тропам переправили его через границу.
Считая, что все уже позади, он сдался властям, но его арестовали как «русского шпиона». Совсем невероятной казалась властям история его побега. Последняя надежда оставалась на дядю, который работал в Анкаре дорожным инженером. Дядя не узнал племянника и поверил ему только тогда, когда Корнеллиус попросил у него семейный альбом и назвал по именам всех родственников.
Впереди была свобода, и в декабре 1952 года, через три с лишним года после побега, он добрался до Мюнхена, преодолев более 14 ООО километров! Не отвернулась от Роста госпожа Удача. Его крестный путь закончился благополучно. Жена выручившего его из беды Штауффера жила в советской оккупационной зоне, и ехать туда Корнеллиус не рискнул, лишь отправил ей печальное известие о судьбе ее мужа письмом.
Великие путешествия всегда заранее планируются и тщательно готовятся. Невероятные странствия обычно вызваны чрезвычайными и необычными, чаще всего неблагоприятными ситуациями. Но к героям таких злоключений, вероятно, фортуна более благосклонна.