Просмотров: 4296
Многие изобретения случались по нескольку раз, и заслуги уральского умельца Ивана Ползунова никак не умаляют достижений Джеймса Уатта. Разница лишь в том, что Урал во времена Ползунова в паровой мощи еще не нуждался, а Джеймс Уатт не только в тысячный раз изобрел паровую машину, но и заставил ее работать на сотнях фабрик Англии, так нуждавшихся в новых источниках энергии.
Мы знаем, что Америку открыл Колумб. Но теперь стало известно, что за столетия до Колумба там побывали викинги, которые не только заселили побережье Гренландии, но и основали поселки на Ньюфаундленде (или на Винланде, то есть «виноградной земле», как они его называли). Правда, на северном острове никогда не рос виноград, зато там есть обширные заросли голубики, которую викинги и назвали виноградом. Ведь они были родом из Исландии и винограда и в глаза-то не видели.
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852)
Часто и сами открытия, многочисленные и противоречивые, становятся предметом политических споров. В некоторых же обществах, особенно охваченных комплексом неполноценности, вопросы приоритета становятся государственными.
Если Америку открывали много раз, это не умаляет роли и заслуг Колумба. Именно после его плавания существование Америки из области догадок и случайностей стало фактом всеобщей жизни. Америка стала частью единой Земли.
Я учил в школе, что Антарктиду – последний из материков планеты – открыла русская экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. С кораблей «Восток» и «Мирный» берег Антарктиды увидели в январе 1820 года.
Михаил Петрович Лазарев (1788–1851)
Это чистая и абсолютная правда.
Но заслуга русских капитанов не станет меньшей, если вспомнить, что до них Антарктиду сотни раз видели и много раз высаживались на ее берегах многочисленные китобои. Ведь именно в южных холодных морях, окружающих материк, всегда была самая лучшая охота на китов. Но китобои не вели дневников и не выступали с научными докладами. И даже наоборот – чем больше они знали, тем меньше делились своими знаниями.
Археологические раскопки в Антарктиде до последнего времени не велись. Что найдешь на краю ледника или на камнях у берегового крошева льдин?
На помощь пришел «Сан-Тельмо».
Через много лет после своей гибели этот корабль помог воссоздать прошлое ледового материка.
«Сан-Тельмо» был линейным кораблем испанского флота, который в 1819 году направлялся в Лиму на помощь испанской колониальной армии, сражавшейся там с революционерами. Корабль был вооружен семьюдесятью четырьмя пушками, на борту находилось около шестисот пятидесяти матросов и солдат.
До Лимы «Сан-Тельмо» не добрался.
С момента выхода из порта его никто больше не видел.
Но вскоре, в октябре того же, 1819 года, у берегов Антарктиды оказался Уильям Смит, один из тех моряков, для которых охота в тех краях была занятием обычным.
Капитан Смит совершил необычную находку. У самого берега он заметил обломок якоря. Обломок подняли и определили, что принадлежит он испанскому линкору «Сан-Тельмо». В то время Смит конечно же не мог знать, что это за корабль, ведь с момента его гибели прошло лишь несколько дней. Но в судовом журнале Смит записал: «Кто здесь побывал до меня?»
Никаких сомнений не остается. В конце сентября – начале октября 1819 года сбившийся с курса и, видно, попавший во льды испанский линкор был увлечен льдами к антарктическому берегу и погиб. Перед смертью его моряки смогли увидеть Антарктиду, открывателями которой невольно стали.
В 1993 году был создан проект «Сан-Тельмо», в фонд которого внесли крупные средства как испанцы, так и Чилийский институт Антарктики. Экспедиция стала работать на прибрежных островах. Именно в тех краях сделал свою находку капитан Смит.
На островах, которые летом очищаются ото льда, ученые обнаружили, к своему удивлению, по крайней мере пять стоянок охотников на тюленей. Охотники высаживались там с судов и били тюленей несколько недель. Затем с животных снимали шкуры. Ученые обнаружили множество свидетельств пребывания человека в Антарктиде, причем куда раньше, чем в тех краях появился Беллинсгаузен. Больше того, на одном из островов был найден человеческий череп.
Нет, это не был матрос с «Сан-Тельмо». Череп принадлежал молодой индианке. Известно, что китобои нанимали индейских женщин для помощи по хозяйству.
Раскопки и разведка на островах, в первую очередь на острове Ливингстона, продолжаются.
Правда, найти линейный корабль пока не удалось. Хотя не исключено, что, когда вы будете читать эти строки, газеты уже расскажут о том, что со дна моря поднимают пушки.
Основанием для такого оптимизма служат показания магнитометров. На берегах Антарктиды обнаружены магнитные аномалии, которые указывают на то, что на дне моря у прибрежных скал лежат крупные металлические предметы. К тому же недавно удалось отыскать судовые журналы китобоев, где говорится о гибели в тех краях испанского корабля. Вернее всего, он затонул не сразу, и китобои видели его разбитый корпус.
Но не одним «Сан-Тельмо» исчерпываются поиски на островах.
Дело в том, что десять тысяч лет назад климат на Земле был мягче, чем сегодня. Этот период называется голоценом. Он подвел итог последнему ледниковому периоду.
Ученые думают, что в те годы наиболее северные части Антарктиды летом были свободны ото льда и даже зимние температуры позволяли охотникам на тюленей и китов основывать свои поселения. В тот период человек уже заселил всю Южную Америку, и предки нынешних патагонцев умели строить суда, как рыболовецкие, так и приспособленные для перевозки грузов.
Поэтому археологи надеются на интересные находки, которые позволят ответить на один хотя бы вопрос: кто открыл Антарктиду?
Впрочем, нет никаких сомнений в том, что по-настоящему Антарктиду открыли русские капитаны Беллинсгаузен и Лазарев.