onua.org » Космос » Астрономическая кооперация по-российски.Что мешает отечественным ученым открывать новые экзопланеты

Астрономическая кооперация по-российски.Что мешает отечественным ученым открывать новые экзопланетыС конца прошлого года появлялись самые удивительные астрономические новости – одна ярче другой. Число потенциальных экзопланет благодаря космическому телескопу «Кеплер» возросло в разы. У некоторых звезд найдены уже планеты размером с Землю и даже меньше ее, обнаружены землеподобные планеты в так называемой обитаемой зоне, то есть на таких расстояниях от родительской звезды, где не слишком жарко и не слишком холодно и вода может находиться в жидком состоянии в открытых водоемах. На таких планетах может зарождаться жизнь в привычных нам формах...

«Частники» и любители

Среди авторов оригинальных статей об открытиях встречаются, конечно, русские фамилии (и не так редко), но речь в таких случаях идет в основном о людях, давно работающих в западных лабораториях. Это касается, разумеется, не только экзопланет, но и, скажем, открытий новых объектов в поясе Койпера (первые из них были обнаружены в 1992 году, когда уже не существовало СССР). Советские астрономы еще ничего не знали об экзопланетах и о поясе Койпера, ну а российские, занятые в основном собственным выживанием, так толком и не подключились к этим исследованиям.

Увы, в России плохо обстоят дела не только с запусками автоматических станций к Марсу. До последнего времени нам не было известно ни об одной планете, открытой в России. Во всяком случае об этом не слышали астрономы, которым мы задавали этот вопрос. То же самое и с более «традиционными» объектами.

Скажем, лишь в 2010 году была открыта первая «российская» комета C/2010 X1 (первая за 20 лет!). Ее обнаружил сотрудник Института прикладной математики Леонид Еленин с помощью негосударственной российской обсерватории ISON-NM, расположенной в США, в горах Нью-Мексико. С тех пор наши «частники» и любители открыли еще несколько комет, некоторые из них – с помощью любительских телескопов с территории России. Теоретически экзопланеты тоже можно обнаруживать с помощью техники, доступной любителям, во всяком случае изучение уже открытых экзопланет им под силу. Однако все понимают, что шансы стать первооткрывателями у любителей невелики.

Мы не будем здесь в очередной раз говорить о том, что астрономия убрана из школьных программ. Профессиональные астрономы в России все же остались, и во множестве. Остались и обсерватории с уникальными инструментами. Правда, при ближайшем рассмотрении всякий раз оказывается, что не такие уж они уникальные, а отказ от модернизации, от новых инструментов, вообще хроническая нехватка денег и «утечка мозгов» приводят к тому, что российская наука отстает от Запада все больше и больше.

Лед тронулся?

В начале февраля информагентства распространили сообщения о том, что российские астрономы отныне самостоятельно займутся поиском планет вне Солнечной системы. Об этом заявил директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. Сразу же возник недоуменный вопрос: неужели же никогда раньше эту тему никто из наших ученых не замечал? И неужели же (даже при отсутствии инструментов и наблюдений) в эпоху Интернета и открытых данных, многочисленных международных коллабораций, выкладывающих результаты своей работы в Сеть почти немедленно, нельзя заняться, например, обработкой чужих наблюдательных данных, скажем, с того же «Кеплера»?

Действительно, вскоре после первой «заброшенной удочки» питерские астрономы из Пулковской обсерватории заявили о подтверждении существования экзопланеты, входящей в обширный список «Кеплера», а также об обнаружении «признаков присутствия спутника» у одной из известных внесолнечных планет (достоверность второго открытия, надо думать, пока еще очень мала). Лед тронулся?

Увы, отдельные инициативы общей печальной тенденции не меняют. По-настоящему преодолеть наше отставание от западной науки можно лишь одним способом – вступлением России в международный астрономический консорциум. В очередной раз о присоединении к программам Европейской южной обсерватории заговорили опять же в феврале.

Скажем, директор Специальной астрофизической обсерватории РАН Юрий Балега в интервью РИА Новости заявил: «Мы отстали на 50 лет. За это время мы не создавали ни одного по-настоящему современного крупного инструмента. Они стоят сотни миллионов евро, это цифра, которая больше бюджета всей нашей науки. И сейчас догонять мы не сможем. Более того, мы обречены на сотрудничество с Западом, потому что на территории нашей страны нет подходящих мест для строительства крупных современных обсерваторий».

Заметим, что Балега возглавляет известнейшую российскую обсерваторию с шестиметровым рефлектором БТА (Большим телескопом альт-азимутальным). Это крупнейший в Евразии телескоп с диаметром главного зеркала шесть метров, и он находится в Карачаево-Черкесии, в поселке Нижний Архыз. Какое-то время БТА считался крупнейшим оптическим телескопом во всем мире (начиная с 1975 года, когда он обогнал пятиметровый телескоп Хейла в Паломарской обсерватории, и по 1993 год, когда заработал десятиметровый телескоп Обсерватории Кека).

Сразу скажем, что, несмотря на превосходство в размерах, БТА так и не смог обскакать телескоп Хейла по разрешению. Причина была как в недостаточном качестве зеркала (которое с тех пор пришло в еще более плачевное состояние), так и в неудачном расположении. Сейчас БТА еще подвергается затянувшейся модернизации при хроническом недостатке средств.

Вступить в ESO

Европейская южная обсерватория (ESO, European Southern Observatory, официальное название – Европейская организация астрономических исследований в Южном полушарии) объединила 15 стран, в том числе и неевропейскую Бразилию, присоединившуюся к консорциуму в конце декабря 2010 года. ESO обладает крупнейшими телескопами, к тому же и установленными в районах с оптимальными условиями для наблюдений – в Чилийских Андах. В Южном полушарии вообще больше интересных для наблюдений объектов, в числе которых Большое и Малое Магеллановы облака и крупные звезды.

Вступить в ESO, очевидно, полезно, и в конце апреля 2011 года российский президент Дмитрий Медведев уже заявил о такой возможности. А в июне 2011 года премьер Владимир Путин поручил профильным ведомствам начать соответствующие переговоры. Но пока эти переговоры срываются. И в этом Балега склонен винить Минобрнауки: «Нужно создавать межведомственную рабочую группу и немедленно решать вопрос о вступлении, пока еще не поздно. Нужно двигаться в ногу с миром, с прогрессом, а не заниматься самодельщиной».

К обсуждению перспектив астрономической кооперации подключился и Михаил Ковальчук, директор Курчатовского института и Института кристаллографии РАН. Кроме всего прочего он еще и ученый секретарь Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию, и и.о. вице-президента РАН. Некоторые американские эксперты, напротив, ожидают от директора Курчатника, близкого к Путину человека, подлинного оздоровления российской науки и устроения ее на каких-то новых принципах. О взглядах Михаила Ковальчука на проблему вступления в ESO и международную кооперацию вообще рассказали РИА Новости и Газета.Ру, которой он дал соответствующее интервью.

Вопросы задавал редактор раздела «Наука» Николай Подорванюк, астроном по специальности, сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга. Казалось бы, Ковальчук выдает ответ, даже сразу множество ответов: «Это вопрос не ко мне... Вы придите с программой и скажите... Я не принимаю окончательных решений... Я бы, если принимал решение, денег бы не дал, потому что непонятно, на что. Дайте картину этого поля, чтобы она была понятна любому человеку, обывателю, налогоплательщику».

Разговор получился непродуктивный, но главное, что из него можно себе уяснить, – это особенности принятия решения в нынешних верхах. Никто не решает тех вопросов, которые неинтересно решать. Просто кивают друг на друга. Да, Ковальчук – не астроном, вопрос, может, и не к нему, но Медведев с Путиным не астрономы тем более. Даже министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко вместе с президентом Российской академии наук Юрием Осиповым – не астрономы. Значит, вопрос не к ним. И не будет тогда у нас экзопланет и астрономии вообще?

Закономерно, что сколько-нибудь разумные люди – как способные заняться организацией науки, так и способные ее двигать – при этом не склонны тратить силы в пустоту и предпочитают уезжать из страны. Выдавившие же их чиновники продолжают сидеть на своих постах, не пущать, ничего не делать или заниматься имитацией деятельности и мечтать: «Ребята, нам нужна не наука, а нужен креатив, презентация, чтобы душа у начальства вдруг во всю ширь развернулась и не захотела сворачиваться. Для этого надо ярко и нескончаемо описывать наноперспективы. Хотя бы открытое письмо или блог используйте, но ярко, чтобы донести мысль, зажечь, как Стив Джобс своим айфоном».
Вы читаете новость Астрономическая кооперация по-российски.Что мешает отечественным ученым открывать новые экзопланеты если Вам понравилась статья Астрономическая кооперация по-российски.Что мешает отечественным ученым открывать новые экзопланеты, прокоментируйте ее.