Просмотров: 5090
Поверить алгеброй гармонию — нам знакомо. А что получится, если гармонией поверить археологию? Может статься, что гигантские мегалиты Стоунхенджа порождают акустические миражи, а комплекс в перуанском археологическом городище Чавин-де-Уантар строился в расчете на акустические эффекты, благодаря которым жрецы воссоздавали глас божественный оракула.
Когда Высоцкий озвучил письмо в редакцию телепередачи "Очевидное невероятное" о том, как насельников сумасшедшего дома "то тарелками пугают, дескать, подлые, летают, то у вас собаки лают, то у вас руины говорят", он и не подозревал: мы с вами доживем до времени, когда руины не только будут разговаривать, но даже… петь.
Во всяком случае исследователь из США Стивен Уоллер (Steven Waller), который утверждает, что является специалистом в такой редкой научной дисциплине как археоакустика, на ежегодной научной конференции в канадском Ванкувере сделал любопытный доклад по результатам обследования знаменитого комплекса Стоунхендж. Ведь ученые никак не могут решить вопрос о его назначении. Был ли он, например, капищем для религиозных церемоний или астрономической обсерваторией.
Проведенные исследования указывают, говорится в сообщении Уоллера, сделанном им в минувший четверг на очередном заседании Американской ассоциации содействия развитию науки (The American Association for the Advancement of Science или сокращенно AAAS), что построенный в Южной Англии более пяти тысяч лет назад мегалитический комплекс Стоунхендж задумывался как физическое олицетворение акустической иллюзии.
Вполне возможно, что на создателей Стоунхенджа оказал влияние известный из физики эффект интерференции, сказал Уоллер. Напомню, что интерференция — это сложение в пространстве двух (или нескольких) волн, при котором в разных точках получается усиление или ослабление амплитуды результирующей волны. Когда в центре этого мегалитического сооружения находились два музыканта, играющие на флейте или волынке, то в определенных местах невозможно было услышать мелодию — звуковые волны словно подавляют друг друга.
Эксперимент проходил так. В течение длительного времени воспроизводили две аудиозаписи на одной и той же высоте тона. Добровольцам завязывали глаза, и они начинали ходить по кругу. Вследствие интерференции в зависимости от места нахождения громкость звука либо увеличивалась, либо уменьшалась. Потом волонтеров просили снять повязки и нарисовать то, что, по их мнению, находилось между ними и источником звука. Судя по рисункам и объяснениям, выходило, что в зоне, где мелодия почти не была слышна, — между источником звука и участником эксперимента располагалось некое мифическое (в реальности его не было) препятствие.
Стивен Уоллер заключил, что на заре Каменного века здесь находилось ритуальное место, где устраивались религиозные церемонии. Подобный акустический эффект способствовал "разогреву" участников мистерий. Людям казалось, что они словно проваливаются в другую реальность. Для подтверждения верности своей гипотезы ее автор ссылается на древнюю легенду, согласно которой, валуны Стоунхенджа появились из девушек, которых волшебные звуки зазывали танцевать, а потом этих простушек превращали в каменные столпы.
Еще точнее теорию Уоллера подкрепляют легенды о волшебнике Мерлине. В них говорится, что вокруг чародея всегда была стена, не видимая никому, кроме него. Данный эффект, вероятно, достигался при помощи звуковой иллюзии. Имя Мерлина, как считают историки, происходит от имени жившего в VI веке барда по имени Мирддин, которому приписывалось несколько поэм и пророчеств.
Гальфрид Монмутский, одним из первых письменно упомянувший Стоунхендж, назвал его "Хороводом Великанов" — Chorea Gigantum. Средневековый хронист утверждал, что на равнину Солсбери мегалиты доставил Мерлин. И хотя первые каменные глыбы были воздвигнуты за две с половиной тысячи лет до того времени, о котором пишет Гальфрид, он прав в том, что их привезли морем с запада. Правда, не из Ирландии, как утверждал летописец, а из юго-западной части Уэльса.
Это не первое предположение, что строители Стоунхенджа использовали знания акустики. В 2009 году эксперт в области музыкальных технологий, доктор Руперт Тилл (Rupert Till) из Хаддерсфилдского университета (Великобритания), с помощью компьютерного анализа подтвердил и позволил услышать звуки барабанов и пение, которое могло раздаваться среди каменных блоков Стоунхенджа во время религиозных церемоний.
Поразительно, как совпали по времени эти две научные акустические гипотезы, о которых говорили на конференции в Ванкувере. Не успел затихнуть голос докладчика о Стоунхендже, как в виртуальном пространстве появился трубный глас из Чавин-де-Уантар (Chavín de Huántar), высокогорной деревушки в долине перуанских Анд. На сайте Science NOW выложена аудиозапись восстановленного звука трубы, который раздавался в местном храме.
С точки зрения американской исследовательницы из Стэнфордского университета в Пало-Альто, штат Калифорния, Мириам Колар (Miriam Kolar), городище Чавин-де-Уантар особенно хорошо подходит для изучения того, как в древности использовали звуковые эффекты. Это происходит потому, что внутренняя архитектура состоит из сложного многоуровневого лабиринта с длинными коридорами и лестницами, которые влияют на акустику и достаточно хорошо сохранились до наших дней. Более того, в деревне обнаружили древние раковины, которые использовались в качестве труб.
Эти морские раковины оказались встроены в каменные плиты на полу храма. Госпожа Колар во время своего выступления на конференции продемонстрировала аудиозаписи трубного гласа, извинившись, что через громкоговорители звук не такой страшный, но в действительности он заставляет трепетать. Те читатели, что хотят ощутить эти мощные звуки и почувствовать то, что чувствовали прихожане данного храма, могут сделать это здесь.
В Чавин-де-Уантар с 850 до 200 годов до нашей эры существовала доколумбовая цивилизация, так называемая Чавинская культура или культура Чавин. Собственно говоря, здесь находятся террасы, площади, украшенные орнаментами мегалиты и храм. Барельефы с изображениями животных (ягуаров, кондоров и змей) и галлюциногенных растений, а также инструменты, с помощью которых их готовили к употреблению — свидетельства того, что данное место служило для религиозных церемоний. Однако пока такого вывода придерживаются далеко не все ученые. И вот, возможно, появляется еще одно доказательство. На этот раз акустическое.
Еще в 1970-х годах некий перуанский археолог, открыв в Чавин-де-Уантар большой канал со встроенными террасами, предположил, что это сооружение необходимо для усиления шума стремительно несущегося потока воды. Нынешние исследователи придерживаются мнения, что длинные коридоры в Чавин-де-Уантар также строились для создания специальных звуковых эффектов.
Длинный и узкий центральный проход постепенно сужался, и до собравшегося перед храмом народа доносился трубный звук из вделанных в пол раковин. Такая раковина, на которой играли жрецы, называется pututu. Ее звук, вылетавший из глубин храма благодаря продуманной системе коридоров и проходов, оказывал магическое воздействие на верующих.
Итак, как видим, люди еще с глубокой древности научились использовать интерференционные эффекты для создания акустических иллюзий. И руины их храмов по-прежнему поют голосами забытых богов…