Просмотров: 8778
В мировом фольклоре есть масса удивительных существ, лишь отдаленно похожих на тех, которые известны современной науке: кентавры, лапифы, грифоны и другие. Многие из них, имея незаурядную внешность, не обладают при этом сколько-нибудь выдающимися способностями. Несравнимо больший интерес представляют собой мифические существа, наделенные некими сверхъестественными свойствами, которым ученые находят порой вполне убедительное объяснение.
Тому, что Пегас летает, не удивляются даже дети - ежели коню приделали крылья, ему по штату летать положено. Кентавры - чудесная помесь человека с конем, естественно, шустро скачут по полям и лесам - с четырьмя-то ногами что им стоит пешего обогнать? Русалки плавают, где им вздумается, и вообще живут под водой - на суше с рыбьим хвостом вместо ног им по определению делать нечего. Легендарные персонажи, синтезированные из двух, а порой и трех видов реальных существ, встречаются в мифах многих народов мира и особых вопросов не вызывают. Перенос на образованное народной фантазией существо тех качеств, которые присущи его составляющим - дело обычное.
С причинами появления в мифах единорогов и драконов ученые, в общем, тоже разобрались. По мнению ряда палеонтологов, древние люди могли застать исчезающие виды динозавров, да и скелеты гигантских ящеров позволяли представить ужасных драконов во плоти, во всей их славе и мощи. Утверждение, что прототипом единорога является носорог, никем всерьез не оспаривается, а находка в одном из становищ древних людей черепа бУка с рогами, сросшимися в один, подсказывает, что у мифов о единорогах мог быть и такой источник. Стоит отметить, что в конце прошлого века в одной из американских лабораторий был проведен эксперимент, в результате которого обычного бычка превратили в однорогого благодаря сращиванию не полностью затвердевших роговых отростков. По мнению ученых, операция не представляет особого труда, и древние люди вполне могли проводить ее в ритуальных целях.
Многоголовые, ядовитые и прочие гады
Любопытную смесь тварей представляет собой Лернейская Гидра, с которой пришлось сражаться Гераклу. В отличие от Нимейского Льва, с которым он имел дело во время первого из своих 12 подвигов, только тем и примечательного, что шкура его оказалась прочнее камня, Гидра была смертельно ядовита, а на месте срубленной головы у нее вырастала пара новых. Поистине, воображение древних греков сплавило качества, присущие гадюке, удаву, осьминогу и ящерице, имеющей удивительную способность отращивать новый хвост взамен потерянного, в такого монстра, хуже которого немного отыщется в мировом фольклоре.
Не менее удивительным существом является горгона Медуза - существо, голову которого вместо волос украшали ядовитые змеи, а вид обращал в камень все живое. Возможно, тут вновь не обошлось без гадюки, кальмара или осьминога, но вот как быть со свойством превращать живность в камень? Хотя раньше считалось, что змеиный взор тоже способен завораживать и парализовать птиц и маленьких зверьков...
При таком разборе многие удивительные свойства мифических существ оказываются позаимствованными древними сказителями и мифотворца-ми из окружающей жизни. Даже умение легендарных драконов изрыгать пламя с натяжкой можно объяснить способностью некоторых змеи плеваться ядом на расстояние 2-3 метра. Однако есть существа - например сирены - дево-птицы, сладким пением заманивавшие мореплавателей на рифы. Их паранормальные способности решительно не поддаются простому объяснению и побуждают исследователей выдвигать совершенно неожиданные версии.
Исконно русское диво
Чудесных существ нет надобности искать за морем, есть они и в русском фольклоре, едва ли не самым таинственным персонажем которого является Соловей-разбойник. Ученый XIX в. Ф.И. Буслаев писал о нем: «Само имя " персонажа позволяет представить его и птицей, и человеком. Прямых описаний внешности Соловья былина не дает, его облик раскрывается только в действии, и на протяжении всего сюжета Соловей-разбойник поворачивается к нам то птичьей, то человеческой стороной».
Во-первых, Соловей-разбойник восседает в «гнезде» на дубах, отчего у нас сразу возникает образ гигантской птицы. Во-вторых, завидев Илью Муромца, Соловей пытается погубить его своим смертоносным свистом. Это тоже наводит на мысль о пернатом чудовище. Однако «будучи побежденным богатырем, он как бы сбрасывает с себя нечеловеческие, фантастические формы», - пишет фольклорист Б.Н. Путилов, и в дальнейшем действует как человек, обладающий способностью убивать и калечить свистом.
Образ человека-птицы особой новизной не блещет. Человек, сумевший сделать себе крылья и летать с их помощью, подобно птице, тоже не нов и заставляет вспомнить древнегреческий миф об Икаре и Дедале, а также скандинавское сказание о кузнеце Велунде. Но вот способность калечить и убивать свистом нигде более не встречается, и откуда взялась - непонятно.
Традиционная версия
Проще всего принять версию о том, что былинный Соловей был простым разбойником, в среде которых принято было давать клички. Разбойники частенько устраивали наблюдательные пункты и засады на деревьях, а в 1890 г. газета "Московские ведомости" опубликовала корреспонденцию жителя города Карачева, который писал: «Местные старожилы помещики указывают даже то место, где было расположено "гнездо Соловья-разбойника». И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-разбойник. Звучит убедительно, но как все же быть со свистом, самой характерной чертой Соловья-разбойника?
Свист разбойника описывается в былине трижды. Сначала о страшных последствиях свиста предупреждают Илью черниговцы, затем Соловей свистит, пытаясь остановить богатыря в лесу, и, наконец, его жертвами становятся киевляне. Последствия свиста всегда разрушительны, однако ученые так и не получили четкого представления о характере его действия.
Сокрушительный свист Соловья
Историк Г.И. Босов, исследовавший язык свиста, которым пользуются для дальней связи многие народы, предположил, что в образе Соловья-разбойника нашли отражение какие-то смутные воспоминания о «свистящих» лесных племенах, некогда живших в муромских лесах. Ученый полагает, что свист, издаваемый представителями этих племен, был слышен на расстоянии до 14 км и у близко стоящего человека вызывал болезненные ощущения. Но каким образом издавали они этот сокрушительный звук?
Возможно, ответ следует искать в инциденте, произошедшем несколько лет назад на Королевских скачках в Лондоне. Во время одного из забегов жокей, уверенно лидирующий в заезде, мчался к финишу. Победа его была очевидна, но тут он внезапно запаниковал и стал хвататься руками за голову. Впоследствии выяснилось, что в эту минуту он ощутил мощный звуковой импульс. Лошадь под ним резко дернулась, и наездник рухнул на землю.
Как установила британская полиция, загадочный звук пришел со стороны трибун. Следствие быстро отыскало виновника этого происшествия, а вместе с ним и орудие преступления. Им оказалось сверхновое ультразвуковое оружие, которое было вмонтировано в обыкновенный бинокль. К удивлению полицейских, оно обладало весьма мощным эффектом, а радиус поражения достигал 15 метров.
Так не было ли подобного оружия у Соловья-разбойника и утех «свистящих» племен, о которых писал Г.И. Босов? Создание его можно приписать инопланетянам или выходцам из Атлантиды, но логичнее предположить, что жил во времена оно в муромских лесах некий талантище, сумевший соорудить удивительный прибор, оказавшийся, впрочем, не способным противостоять вооруженному луком и мечом богатырю, во что бы то ни стало пожелавшему проехать к Киеву по запретной дороге...
Глеб ЧЕРНОВ