Просмотров: 7822
Надежды умирает последней. Народная поговорка. Только одно может окончательно решить проблему существования Атлантиды: находка того, что от нее осталось на морском дне. Если это событие состоится, то скорее всего оно коренным образом изменит все представления человечества о собственной истории.
Может ли это произойти в обозримом или же необозримом будущем?
Шансы на обнаружение
Скорее всего затонувшую Атлантиду можно найти на вершине подводной горы или на подводном плато. Однако наличие где-либо подводной горы еще не доказывает существования там остатков древней цивилизации.
Получить информацию о морском дне ученые могут несколькими способами: лично побывав на дне в акваланге (не глубже 100 метров), панцирном скафандре (до 160 метров) или управляемом подводном аппарате (до 500 метров), с помощью грунтовых трубок, драг или дночерпателей, подводного фотографирования или телевидения.
акваланг - Наиболее удобен для археолога, однако годится лишь для небольших глубин, а исследование дна с помощью акваланга занимает много времени.
скафандр - Неудобен, поскольку на больших глубинах сильно ограничивает свободу действий и свободу движения водолаза.
подводный аппарат - Удобен для поиска, однако не обеспечивает должной свободы действий.
грунтовые трубки Не могут дать представления, о предметах, находящихся на дне, описывают лишь небольшую часть дна, не действуют на твердых породах (или зданиях и дорогах).
драги или дночерпатели - Не дают представления о положении предметов на дне, а также об остатках архитектурных сооружений.
подводные фотографирование или телевидение - Наиболее обнадеживают для поиска затонувшей Атлантиды.
Используя вышеперечисленные способы, ученые исследуют Мировой океан. Неоднократно они делали ценные археологические находки, правда, за все это время не было найдено ничего, что доказывало бы существование затонувшего материка. Темпы подводных исследований все время увеличиваются, так что с технической точки зрения надежда на открытие каких-либо объектов в океане есть.
Шансы на сохранение
За последние 4'000 лет с поверхности египетских пирамид исчез слой толщиной более одного метра! И это произошло всего за 4'000, а не за 12'000 лет, и не под водой, а на суше. Содержание растворенного кислорода в воде весьма значительно, поэтому подводное выветривание - это, в сущности, процесс окисления. Все соединения двухвалентного железа со временем превращаются в соединения трехвалентного железа. На известняки и на все известняковые породы кроме того действует углекислый газ.
В античную эпоху строительным материалом служили известняки (мрамор), изверженные горные породы (гранит, базальт, гранидиорит, передотит) и песчаники. За 11'500 лет в морской воде полностью растворилась бы стена, возведенная из базальта или туфа. На чистые известняки небольшой пористости, например, мрамор, морская вода воздействует не так уж сильно, а пористые известняки или породы с высоким содержанием алеврита, могут полностью разрушиться за очень короткий промежуток времени.
На скорость подводного выветривания и разрушения горных пород влияют еще три фактора: прикрытие осадками, биологические процессы и механическая деструкция.
Прикрытие осадками
Если здание или сооружение оказывается прикрыто наносами, то оно выходит из-под коррозийного воздействия воды и может сохраняться значительно дольше. Но, с другой стороны, это уменьшает вероятность обнаружения археологических остатков во много раз.
Биологические процессы
В мелководных морях постройки из известняка подвергаются воздействию моллюсков, которые легко проделывают в нем свои ходы. Одни виды моллюсков сверлят породу механически, другие протравливают ее с помощью выделяемой кислоты. Сверлящие моллюски обычно обитают на мелководье, не глубже 55 метров. В течении нескольких столетий известняковый блок может быть просверлен настолько, что от слабого движения воды он распадется на мелкие обломки.
Механическая деструкция
На глубинах до 10 метров сильные колебания могут относительно быстро разрушить любые постройки Атлантиды.
По аналогии с греческими городами, мы можем заключить, что в месте гибели Атлантиды должно быть сосредоточено большое количество металлических предметов, изделий из керамики и дерева.
Металлы
В пресной воде шансы на сохранение есть у всех металлов, но в соленой морской воде их шансы куда призрачнее, так как на металлы влияют соли. Соль оказывает на металлы коррозийное воздействие, кроме того, процесс разложения ускоряется под действием гальванических токов. Морская вода действует как электролит, металлы - как аноды и катоды. Уже через 200 лет железо превращается в гидратированный окисел. Чистая медь (если предметы тонкие) и медные сплавы [бронза, латунь (орихалк?)] исчезают за 200 - 400 лет. Однако, если толщина медных предметов значительна, то на поверхности может образоваться слой карбонатов, защищающий предмет. При условии, что оно имеет достаточно высокую пробу, стабильно золото. Некоторые металлы могут сохраниться, если они быстро покроются водорослями или кораллами. Но в этом случае обнаружение этих предметов становится почти невероятным.
Дерево
Исчезает через 100 - 200 лет.
Керамика
Если поверхность изделий тщательно отполирована и не повреждена, то они могут выдержать и несколько тысяч лет. Обожженные кирпичи разрушаются через несколько столетий, а необожженные через 10 - 30 лет.
Итак, сохранение многих объектов зависит от того, насколько долго они контактируют с морской водой и быстро ли покрываются наносами.
Скорость осадконакопления зависит от близости источников осадочного материала и от подводных течений. В некоторых местах, например в проливе Ла-Манш или в Эгейском море, этот процесс проходит и на глубинах более 200 м, но обычно на больших глубинах скорость образования осадков незначительна. На мелководье (до 10 метров) предметы на дне, остовы судов и постройки могут то засыпаться, то обнажаться. В заливах и прибрежной части шельфа скорость накопления осадков может составлять 50-200 см за 100 лет, вблизи дельт - в несколько раз больше. На больших глубинах, посреди шельфа или в верхних частях материкового склона слой осадков мощностью 20 см накапливается за 1'000 лет, что составляет 2 м за 11'500 лет. В глубоководных областях, на глубинах от 300 м до нескольких километров, за 10'000 лет набралось бы лишь несколько сантиметров осадков. Но в таких местах мы вряд ли найдем остатки Атлантиды. Наиболее вероятным было бы ее обнаружение на вершинах подземных гор или хребтов, где подводные течения нередко уносят ил и песок.
Итак, если бы какие то руины пробыли на морском дне 11'500 лет, от них мало бы что осталось. А если бы они от уничтожения были спасены толстым слоем осадков, то их обнаружение было бы во много раз труднее.