Просмотров: 3109
Имеются в виду богатейшие лесные угодья, очищающие атмосферу Земли от загрязнений. Ныне повсюду им угрожает настоящее бедствие наших дней — лесные пожары. Только в США на борьбу с огнем в лесах ежегодно расходуется до одного миллиарда долларов! И тем не менее в 2005 году в этой стране сгорели деревья на площади пять миллионов гектаров, а в 2006 — уже на шести миллионах. В текущем году масштабы огня возрастут еще больше.
*********************************************************************************************
Град во время пожара!
Такое явление произошло в июне прошлого года в горах Аризоны в США. Ледяные «пули» сбивали стебли лилиевых плантаций и смертельно ранили тысячи францисканских колокольчиков. Кроны деревьев не могли их защитить, поскольку сгорели еще предыдущим летом. Температура пламени достигала такой величины, что трескались скалы и разбрасывались вокруг них обломки! Ни одному живому существу не удалось спастись, кроме вездесущих пауков, продолжавших тащить свои яйца и закапывать их в золе.
Хотя деревья в общем загораются легко, лесные пожары происходят лишь при определенных условиях. Они заключаются, в частности, в массовом нашествии насекомых, спасающихся от засухи. Насекомые высыхают и становятся добычей огня. Хвойные породы тоже засыхают, превращаясь в сухостой — излюбленный материал для пламени.
Периодичность огневого нашествия
Десять лет назад специалисты Аризонского университета опубликовали доклад об «огневой истории» своего штата. Анализируя огневые «шрамы» на кольцах спилов старых деревьев, ученые определили, что последнее широкомасштабное наступление огня в этой зоне произошло в 1685 году. Пожар, по-видимому, истребил тогда псе хвойные деревья, поскольку ныне там не встретишь таковых старше трехсот лет.
В смешанных лесах «огневые знаки» имеют более замысловатый характер. С одной стороны, они свидетельствуют о примерно 10-летней периодичности огневого нашествия на протяжении нескольких веков. Но, с другой стороны, эта периодичность прерывается в конце XIX века, когда власти объявили войну лесным пожарам. В результате на протяжении целого столетия в этом районе накапливался «горючий материал» в виде разросшейся хвои. Сей факт побудил университетских профессоров заявить: здесь следует ожидать «жестоких лесных пожаров», что вскоре и последовало!
Основной парадокс
Он заключается в том, что самые крупные лесные пожары случаются после того, как потушены локальные возгорания леса! Действительно, наиболее широкомасштабные огневые события произошли в XXI веке в результате слишком жесткого пожаротушения в предыдущем веке! Оказывается, строго дозированные и регулярные огневые воздействия на природу существенно улучшают ее состояние. Огонь поддерживает на нужном уровне местную экологию, формирует в своей зоне «островки жизни» и сохраняет, как это ни странно прозвучит, многообразие живой природы. В самом деле, многие животные и растения обретают в результате локального пожара новые экологически чистые зоны. По этой причине местные власти нередко поощряют локальные возгорания в лесах и парках. Для смягчения вреда от этого практикуется расчистка кустов и вырубка молодых деревьев.
Механизм распространения огня
На месте лесных пожаров биологи заметили некоторые характерные особенности. В частности, у основания деревьев появились черные ожоговые пятна треугольной формы. Это был поверхностный огонь, тлевший на ветках и иглах хвои и только намечавший огневые шрамы. А следующие волны огня увековечивали их. На этом основании биологи называют огневые шрамы свидетелями многократного огневого воздействия. Когда поверхностный огонь достигает кроны, он убивает дерево и его собратьев и оставляет в лесном массиве значительную прогалину. В последние годы поражение огнем крон деревьев происходит шире и быстрее, оставляя в лесу форменные проплешины. Во время лесного пожара в одном из лесистых районов Аризоны в 1994 году даже пожарные вертолеты, обрушивавшие тонны воды на горящий лес, не могли остановить огненную стихию. В результате она бушевала три недели! Когда наконец пошел дождь, он смыл со склонов гор столько почвы, что ею заполнилось местное озеро! Кстати, спустя десятилетие эта зона все еще оставалась безлесной. Вывод лесоводов единодушен: если не научиться эффективно подавлять огонь, глобальное потепление на нашей планете, наблюдаемое в течение последнего столетия, уничтожит леса!
Где выход?
К сожалению, оказалась забытой идея равновесия, как считают авторитетные биологи, между огнем, климатом и… насекомыми! Необходимо создание специального противопожарного агентства, регулирующего эти факторы. Оно обязано было бы использовать «естественные пожары» для уничтожения деревьев-переростков. Эти лесные массивы, подлежащие «разрежению», уже известны специалистам. В июле прошлого года от удара молнии воспламенилась горная местность в Аризоне. Она не переживала сильного пожара с 1892 года. Поскольку огонь распространялся вниз по склону медленнее, чем вверх, власти не успели рассчитать свои действия. Погода стояла сухая и к тому же рядом была густонаселенная зона. Пожарные в количестве 80 человек устремились в горы и, пользуясь представившейся возможностью, начали копать заградительные канавы, сбрасывая в них ветви деревьев и траву. Одновременно прибыли пожарные самолеты, направлявшие на очаги возгорания массы воды и противоогневых химикалий. Подувший северный ветер довершил борьбу с огнем.
Противопожарные мероприятия
Местные власти наконец сподобились соорудить в горах Аризоны пожарную вышку с постоянным дежурством на ней пожарных.
Были построены подобные вышки и в других пожароопасных горных местностях. В одной из них в период между 1937 и 2000 годами произошли 414 пожаров, причем шесть из них предвиделись и к ним успели подготовиться, 25 произошли по случайности (по причине человеческого фактора, как у нас говорят) и остальные возникли от ударов молний. Удалось потушить только случайные пожары. Широкомасштабного разгула огня, к счастью, не было.
В бой вступает наука!
Уже много лет функционирует лаборатория по исследованию спилов деревьев при Аризонском университете в предместье Таксона. В ней хранятся многие экземпляры спилов старых деревьев, разместившиеся на полках от пола до потолка. Некоторые особенно ценные образцы хранятся в ящиках. Это, главным образом, спилы древнейших деревьев возрастом до пяти тысяч лет. Наука дендрохронология, изучающая кольца на деревьях, не только определяет возраст деревьев по количеству колец, но и высматривает свидетельства происходивших на их памяти климатических изменений, нашествий насекомых и лесных пожаров. Например, по кольцам можно определить год рождения белой березы в Аризоне — он приходится на 1695 год. Следующие ориентиры представляют собой шрамы от пожаров. Например, пожар 1851 года отмечен темным пятном на узком кольце — узком потому, что в том году дерево росло медленно. Исторические свидетельства как раз говорят о сильном лесном пожаре именно в 1851 году.