onua.org » Космос » Апофис - реальная угроза из космоса

Апофис - реальная угроза из космоса13 апреля 2029 года астероид Апофис пронесется мимо Земли на расстоянии, равном всего одной десятой части расстояния до Луны. Велика вероятность, что в 2036 году этот астероид уже не минует нашу планету, а врежется в нее. Это столкновение может привести к значительным разрушениям и миллионам жертв.

Шрамы на теле Земли

Последний раз крупный астероид врезался в Землю 65 млн лет назад, полагают, что его падение положило конец царству динозавров. На Земле уже обнаружено около 200 астроблем, следов от столкновений с крупными космическими объектами. Наглядным примером является знаменитый Аризонский кратер.

В 1991 году российские ученые из Института морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения РАН обнаружили в северо- западной части Тихого океана огромный кратер, образовавшийся в результате падения крупного астероида, его назвали «Сахалинка».

В ходе геологических исследований и компьютерного моделирования ученые пришли к выводу, что кратер «Сахалинка» был образован осколком гигантского (до юо км в диаметре) астероида, который упал на Землю 65 млн лет назад и погубил динозавров.

Нашим ученым удалось не только уточнить многие детали той очень давней трагедии, но и реконструировать ход столь драматического события в истории Земли. Оказалось, что огромный астероид по касательной буквально «пропахал» нашу планету, разваливаясь на куски, которые образовали ряд внушительных по размерам кратеров.

«Это был гигантский астероид, диаметр которого составлял десятки километров, — рассказывал журналистам Борис Левин, директор Института геологии и геофизики ДВО РАН. — На огромной скорости он по касательной вошел в плотные слои атмосферы., оставляя за собой полосу выжженной земли, от температурных и гравитационных воздействий от него откалывались осколки от нескольких метров до гигантских глыб> составляющих сотни метров в поперечнике., которые врезались в землю. Планета все еще хранит на своем лике следы той апокалиптической катастрофы. И кратер Сахалинка стал очередным ее свидетельством».

В результате падения гигантского астероида на поверхности планеты с юго-запада на северо-восток пролегла полоса кратеров, которая на конечном этапе падения тела весьма существенно зацепила и современную территорию России. Вот только некоторые, самые крупные, астроблемы, свидетельствующие о той давней трагедии, — Чик-сулуб (диаметр 300 км, Мексика), Гусевская (3 км, Украина), Карская и Усть-Карская (65 и 25 км, Россия), Попигайская (юо км, Россия). Теперь к этой «цепочке» прибавилась и Сахалинка.

Надо отметить, что еще в 70-е годы XX века известный исследователь астроблем, геолог Виктор Масайтис, высказал предположение, что эти кратеры образовались в одно время в результате падения, разваливающегося на куски в атмосфере Земли, огромного астероида. Пока ученые не обнаружили, где «приземлился» изуродовавший планету незваный космический гость. Предполагают, что кратер от его падения вполне мог образовать впадину Берингова моря. Ведь и кратер Сахалинка (диаметр 12 км) находится на дне океана.

Все вышеперечисленные астроблемы имеют возраст около 65 млн лет, это позволяет предположить, что именно падение астероида-гиганта положило конец эре динозавров. Космическая катастрофа была настолько масштабна, что привела к подвижке тектонических плит, гигантским цунами, мощным вулканическим извержениям, изменению климата, загрязнению атмосферы и «ядерной зиме».

Наличие многочисленных астроблем говорит о том, что астероидная опасность не выдумка астрономов, она реально существует, и шальной астероид может наделать очень много бед, а то и уничтожить нашу цивилизацию.

Парадоксально, но чем более длительный период отделяет нас от последнего катастрофического столкновения Земли с астероидом, тем более возрастает вероятность такой беды в ближайшем будущем. Мы с каждым годом как бы исчерпываем лимит времени, отпущенного нам космическими убийцами.

Незваные космические гости

Лето 2002 года вполне могло стать роковым для нашей цивилизации. На расстоянии в 120 тысяч км от нашей планеты с огромной скоростью пронесся астероид размером с футбольное поле. Хотя расстояние, на котором он прошел от Земли, на первый взгляд кажется значительным, по космическим меркам оно является ничтожным — его эта глыба, учитывая ее огромную скорость, могла покрыть всего за 3 часа. При столкновении с Землей астероид 2002 МН мог унести миллионы жизней, а облака пыли от взрыва надолго бы закрыли солнце, что привело к катастрофическим изменениям климата и новым жертвам.

Самое страшное, что, несмотря на все современные системы слежения, астероид, который летел со стороны Солнца, остался незамеченным и стал полной неожиданностью для ученых. Даже знаменитый телескоп «Хаббл», предназначенный и для отслеживания подобных космических тел, прозевал коварный «камешек». За последние 25 лет уже несколько астероидов прошло в непосредственной близости от Земли, вероятность столкновения с такими незваными космическими гостями за последнее время явно возросла.

4 марта 2009 года астероид, вполне сравнимый с Тунгусским метеоритом, пролетел мимо Земли на расстоянии в 70 тысяч километров. О приближении этого астероида к нашей планете ученые узнали всего за два дня... Если бы космическое тело летело прямиком в Землю, у нас просто не было бы времени предотвратить катастрофу.

Средств защиты от астероидов у землян практически нет, ракетами, как в фантастических фильмах, увы, эти глыбы не собьешь. Мы способны еще что-то сделать, если о предстоящем столкновении будет известно за несколько лет, но перед такими нежданными шальными астероидами земляне пока бессильны.

Астероид регионального апокалипсиса

В любой момент конец света (глобальный или региональный) может наступить в результате столкновения нашей планеты с астероидом. Статистика показывает, что один раз в тысячу лет астероид, размером чуть больше футбольного поля, способен врезаться в Землю и привести к тяжелейшим последствиям для всего живого на планете.

Недавно астрономы из NASA подсчитали наиболее крупные астероиды, диаметром более километра, орбиты которых проходят в окрестностях Земли. Таких потенциальных астероидов-убийц оказалось около тысячи, но только чуть более половины из них могут представлять для нас реальную опасность. Ученые установили их точные координаты и траектории движения, что сокращает риски неожиданного столкновения. Правда, остались еще десятки тысяч астероидов среднего размера, для которых еще только предстоит собрать подобную информацию. О том, что эти космические «камушки» также представляют весьма существенную опасность, говорит хотя бы количество публикаций и упоминаний в СМИ, посвященных астероиду Апофис, который иногда даже называют астероидом Апокалипсиса.

Этот астероид был открыт в 2004 году, ему присвоили номер 2004 MN4, никакой сенсации в открытии этого заурядного космического тела диаметром не более 400 метров не было. Сенсация возникла, когда выяснилось, что астероид 2004 MN4 представляет немалую угрозу нашей планете и уже в 2029 году приблизится к Земле на минимальное расстояние в 30 тысяч километров. Некоторые расчеты даже дали высокую вероятность, что он врежется в нашу планету 13 апреля 2029 года (ну и дата — 13-е, да еще и пятница!). После этого астероид сразу зауважали и удостоили собственного имени. 19 июля 2005 года, астероид, включенный в каталоги и получивший номер 99942, был назван Апофисом.

Apophis - так по-гречески записано имя древнеегипетского бога, живущего под землей и обладающего значительной разрушительной силой, в СМИ это название нередко переводят как «властелин или демон тьмы». Хотя Апофис не так велик (по предварительным расчетам, от 270 до 320 метров), при падении на Землю от натворит немало бед. Если он врежется в сушу, то в радиусе 300 км все будет полностью уничтожено. При падении астероида в океан возникнет гигантская волна, которая сметет города и поселки в прибрежных районах ближайшей суши.

Согласно расчетам большинства астрономов, в 2029 году Апофис все же пройдет мимо Земли. Хотя наиболее осторожные из ученых все же не исключают и возможность столкновения — вдруг на своем пути к нашей планете в Апофис врежется какая-нибудь мелкая космическая «каменюка» и изменит его траекторию. Ну а приверженцы Нострадамуса, которым не хочется, чтобы мы и после 2012 года пожили спокойно, якобы уже разыскали катрен предсказателя, где написано: «...в 2029 году Землю ждет столкновение с небесным телом, которое хоть и не уничтожит все живое, но станет началом всеобщей паники, страха и бедствий».

Если в 2029 году Апофис благополучно минует Землю, высока вероятность, что он попадет в так называемую «гравитационную ловушку», изменит свою траекторию и в 2036 году уже точно угодит в нашу планету. При падении Апофис сотрет с лица Земли территорию, равную Франции, энергия, которая выделится при столкновении, будет равной 1600 атомным бомбам, сброшенным на Хиросиму. По предположению ученых, астероид может упасть в Тихий или Атлантический океан, на территорию от Дальнего востока до Урала или в Центральную Америку.

Как лишить Апофис убойной силы

Сразу после установления потенциальной опасности Апофиса для нашей планеты ученые стали думать, что можно предпринять для предотвращения столкновения астероида с Землей. Одно время даже возникла идея отправить на битву с Апофисом одинокого смельчака на ракете, который установил бы на астероиде ядерный заряд, потом подорвал его, изменив траекторию движения космического тела на безопасную для нашей планеты. Такой «киношный» сценарий спасения планеты просуществовал недолго, героя-одиночку решили заменить автоматами.

Сначала эксперты NASA планируют оснастить Апофис радиопередатчиком (это надо будет сделать не позже 2013—2014 гг.), который позволит постоянно получать точные данные о его местонахождении. Сейчас наблюдение за астероидом затруднено, так как он проходит участок орбиты, который близок к Солнцу. Активная фаза наблюдений Апофиса начнется с 2013 года, вновь пересчитают его траекторию и другие параметры, возможно, именно в 2013—2015 годах будут решать, что делать с этим астероидом.

В случае опасности, скорее всего, будет предпринята попытка уничтожить астероид или изменить его орбиту. В NASA предполагают подготовить специальную ракету с ядерным зарядом для решения проблемы с Апофисом. Специалисты рассчитали, что если заняться Апофисом до 2029 года, то надо будет изменить его траекторию всего на 8оо метров, тогда он гарантированно не попадет в Землю в 2036 году. Если же благоприятный период будет упущен, то траекторию надо будет менять уже на 13000 км, а это просто нереально.

Ну а пока давайте благополучно переживем 2012 год, ведь нам еще предстоит наблюдать Апофис в 2029 году. Он будет виден на территориях Африки, Европы и Западной Азии как быстро движущаяся по небосводу яркая звезда. Кстати, говорят, что в современной истории еще не было случая, когда астероид, не сгоревший в атмосфере, можно было бы наблюдать невооруженным глазом.
Вы читаете новость Апофис - реальная угроза из космоса если Вам понравилась статья Апофис - реальная угроза из космоса, прокоментируйте ее.