onua.org » Космос » Полярные сияния Юпитера вызываются извержениями вулканов на его спутнике Ио

Полярные сияния Юпитера вызываются извержениями вулканов на его спутнике ИоПолярное сияние можно наблюдать в тех случаях, когда заряженные частицы сталкиваются с магнитным полем планеты. На Земле это происходит лишь время от времени и из-за того, что Солнце испускает длинный язык плазмы. Юпитер же имеет постоянные кольца полярного сияния, окружающие оба полюса. Учёные давно подозревают, что виной тому — крошечная, но гиперактивная Ио, отрыгивающая около тонны серы каждую секунду. В то же время считается, что изменения в кольцах вызываются колебаниями давления солнечного ветра.

Выяснилось, что Ио тоже управляет этими изменениями.

Бертран Бонфон из Льежского университета (Бельгия) и его коллеги наблюдали Юпитер и Ио с помощью космического телескопа «Хаббл» ежедневно с февраля по июнь 2007 года. За эти пять месяцев группа получила в два раза больше данных, чем за последние 10 лет.

В это время постоянные авроральные кольца Юпитера значительно выросли. Причина этого оставалась неизвестной до мая 2007 года, пока мимо Юпитера не пролетел американский космический корабль «Новые горизонты», направляющийся к Плутону. Зонд передал изображения вулканического шлейфа длиной сотни километров, выходящего из Ио. Плазма, выброшенная этим огромным извержением, должна была «затопить» магнитное поле Юпитера и расширить кольца полярного сияния.

Как подчёркивает Маргарет Кивельсон из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США), это не означает, что солнечный ветер не вносит свой вклад в это явление. Вопрос о его роли остаётся открытым в связи с отсутствием продолжительных наблюдений.

Остаются нерешёнными и другие загадки, в числе которых следующая: как заряженные частицы ускоряются вдоль силовых линий магнитного поля Юпитера? Г-н Бонфон надеется получить ответ благодаря космическому кораблю «Юнона», запущенному прошлым августом. Он должен добраться до Юпитера в 2016 году. Лишь тогда учёные впервые смогут проанализировать магнитное взаимодействие на иной планете.

Результаты исследования опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Подготовлено по материалам NewScientist.
Вы читаете новость Полярные сияния Юпитера вызываются извержениями вулканов на его спутнике Ио если Вам понравилась статья Полярные сияния Юпитера вызываются извержениями вулканов на его спутнике Ио, прокоментируйте ее.