Просмотров: 3898
Первое марсианское поселение будет основано в 2023 году, уверяют инициаторы проекта MarsOne – частной инициативы по скорейшей колонизации Марса, поддержанной крупнейшими аэрокосмическими компаниями, нобелевским лауреатом, а также создателем «Большого Брата».
В 2025 году, с прибытием новых поселенцев, размер марсианской колонии удвоится. // MarsOne
Пока национальные космические агентства пересчитывают свои бюджеты и сокращают, из-за недостаточного финансирования, многие программы, за реализацию давней мечты человечества покорить Марс взялась инициативная группа, объединившая европейских предпринимателей, венчурных антрепенеров и ученых. Она объявила о запуске проекта MarsOne, целью которого является основание первого обитаемого поселения на Марсе в 2023 году.
Проект получил поддержку крупнейших частных компаний аэрокосмической отрасли, в том числе SpaceX, недавно запустившей первый частный космический корабль к МКС.
А также научного сообщества: лауреат Нобелевский премии по физике за 1999 год Герард Хоофт – квантовый теоретик, известный также как один из разработчиков концепции «голографической Вселенной» – назвал проект «смелой и потрясающей инициативой людей, наделенных воображением и предвидением» и согласился быть общественным послом MarsOne.
Согласно уже разработанной «дорожной карте» марсианская колония будет регулярно расширяться, пополняясь четырьмя новыми поселенцами каждые два года. Проект не предусматривает возвращения колонистов на Землю, хотя в будущем – с ростом колонии и совершенствованием технологий – возможность чартерного сообщения с материнской планетой не исключается.
Стоимость первой стадии проекта – постройки и заселения первой марсианской колонии – группа оценивает в 6 мрд долларов.
Организаторы считают, что идея колонизация Марса давно назрела, но ее общественный и экономический потенциал не используется, хотя общественный резонанс такого начинания будет огромным.
«Полет на Марс возможен, но не нужен»
99-летний сподвижник Сергея Королева, классик космонавтики Борис Черток рассказал «Газете.Ru» о 12 апреля 1961 года, об освоении Марса, о строительстве базы на Луне и о том, что нужно России, чтобы удержаться...
«Кого может оставить равнодушным колонизация другой планеты? Кто откажется наблюдать, обсуждать или участвовать в самом грандиозном предприятии человечества из когда-либо затеянных?..» – риторически вопрошает один из основателей MarsOne Бас Лансдорп – голландский хайтек-антрепенер и создатель стартапа по разработке планирующих ветрогенераторов Ampyx Power. «Весь мир, затаив дыхание, будет следить за его осуществлением, начиная с отбора первых колонистов и заканчивая их жизнью в первом марсианском поселении», уверен Лансдорп, с чьей позицией, как и других членов инициативной группы, можно ознакомится на официальном сайте проекта.
Медийная составляющая действительно будет играть большую роль в MarsOne: не только отбор и тренировка колонистов, но и все последующие стадии проекта, включая жизнь в колонии, будут транслироваться на Землю в реальном времени.
С этой целью на солнечную и ареосинхронную орбиту (аналог геосинхронной) предполагается запустить два спутника-ретранслятора, обеспечивающие круглосуточную передачу данных (за исключением одного редкого «слепого» окна продолжительностью в два часа, когда Солнце будет находиться между Землей и Марсом, а Марс – между ареостационарным и вторым спутником). За их разработку и производство будет отвечать британская компания Surrey Satellite Technology, имеющая опыт в разработке телекоммуникацонных спутников.
Организаторы подчеркивают, что
для MarsOne не потребуется разрабатывать никаких принципиально новых технологий, так как современного уровня развития космонавтики и систем автономного жизнеобеспечения вполне достаточно для постройки и поддержки первой обитаемой колонии на другой планете.
Поспорить с этим сложно, хотя одно узкое место в проекте все же есть: если проблему защиты от космической радиации во время семимесячного полета к Марсу еще можно худо-бедно решить с помощью капсулы-укрытия, то как марсианские первопоселенцы будуть защищаться от повышенного уровня космической радиации на Марсе, лишенном плотной атмосферы и магнитного поля, пока не ясно.
Во всяком случае, приспособленные под первые марсианские дома спускаемые модули на основе уже опробованного в деле корабля Dragon от SpaceX, дополненные надувными секциями, в которых будут жить первые марсиане, проблему решают лишь частично: уже созданы полимерные материалы, эффективно экранирующие частицы больших энергий и космическую радиацию, но полной и долговременной защиты, сопоставимой с земной атмосферой и радиационными поясами, они пока не гарантируют.
Поэтому первым колонистам, собирающимся жить на Марсе долго (практически всю оставшуюся жизнь!) придется либо засыпать жилые модули марсианским грунтом, либо обкладывать их блоками замерзшей углекислоты и водяного льда (вода, точней водород, также обладает хорошими защитными свойствами). В этом случае для поселения необходимо заранее выбрать место, где есть залежи подповерхностного льда, который будет обеспечивать колонистов водой, кислородом и углекислым газом, необходимым для выращивания растений.
Понятно, что первым препятствием, с которым столкнется MarsOne – это стартовое финансирование.
Полет к другой планете и будни первых марсиан гарантированно вызовут огромный ажиотаж в медиа, капитализация которого превзойдет самые успешные современные телефраншизы, как, например, трансляции олимпиад и спортивных чемпионатов. Не зря проектом уже заинтересовался создатель «Большого брата» телемагнат Пол Рёмер, назначенный одним из «общественных послов» MarsOne: с точки зрения шоу-бизнеса колонизация Марса – это уникальное по зрелищности и психологизму космическое раелити-шоу, круглосуточно транслируемое с другой планеты, с которым будет сложно конкурировать.
А вот получить начальное устойчивое финансирование, убедив потенциальных стартовых инвесторов вложить деньги в колонизацию Марса, будет уже сложней, но это, считают авторы, лишь вопрос времени. «Сейчас наши главные усилия направлены на подробное техническое обоснование проекта. Если мы сможем убедить спонсоров, что проект реален, а он действительно реален, проблема финансирования будет решена», убежден Лансдорп.
Согласие быть подрядчиками MarsOne уже получены у крупнейших частных аэрокосмических компаний.
Ключевые элементы экспедиции – ракетоноситель Falcon 9, который выведет на низкую земную орбиту модули для сборки космического корабля, в котором колонисты полетят к Марсу, а также его двигательную установку (модернизированная верхняя ступень Falcon 9) и спускаемый марсианский модуль (увеличенная версия корабля Dragon, недавно успешно выведенного на орбиту и пристыковавшегося к МКС) будут разработаны компанией SpaceX. Компания Thales Alenia Space, построившая несколько секций МКС, готова сконструировать транспортный жилой модуль, в котором будут жить астронавты во время перелета к Марсу.
ILC Dover, разработавшая амортизационные подушки спускаемых модулей марсианских миссий NASA, будет отвечать за надувные секции, в которых будут жить и работать колонисты. А другой поставщик NASA – Paragon Space Development – создаст модуль жизнеобеспечения, главная функция которого – экстракция воды и кислорода из марсианского льда и грунта, а также инертных газов (азота и аргона) из марсианской атмосферы, необходимых для создания пригодной для дыхания смеси. Та же компания готова взяться и за разработку защитного марсианского скафандра. Наконец, MDA Space Missions, создавшая, помимо прочего, роботизированный манипулятор для МКС, сконструирует марсоходы – транспортное средство колонистов.
Подрядные договоренности с этими компаниями уже подписаны. Дело – за финансированием.
Известный аргумент скептиков, что «полет к Марсу возможен, но не нужен» (которого придерживался, в том числе, и Борис Черток, легендарный соратник Сергея Королева, в интервью «Газете.Ru»), а первым марсианским колонистам будет просто нечем заняться в каменистой и безжизненной пустыне, инициаторы проекта считают крайне слабым.
По их мнению, основание первого поселения на Марсе станет эпохальным и абсолютно беспрецедентным событием – настоящим цивилизационным рывком, психологические, моральные и философские аспекты которого (не говоря уже о технологических) лишь предстоит осмыслить, а обычные скепсис и апелляция к здравому смыслу в преддверии нового фронтира просто перестают работать – достаточно вспомнить историю всех первопроходцев.
Физик Герард ´т Хоофт солидарен с ними и полагает, что и с точки зрения науки отдача роботизированных миссий совершенно несопоставима с человеческой.
Независимо от того, как оценивать MarsOne, этот проект свидетельствует о том, что и внутри космической отрасли, и среди обычных людей, сложилась устойчивая группа энтузиастов и лоббистов, считающих марсианскую экспедицию необходимой, а их оппоненты уже не в состоянии предложить равнозначной альтернативы, захватывающей воображение также сильно, как полет на Марс. Что касается первых кандидатов в марсиане, то огромные риски, сопутствующие опасной экспедиции и жизни на другой планете, их не испугают: к ним, настоящим героям, которые обессмертят свои имена при любом исходе, будут прикованы взоры всего человечества, поэтому предаваться на Марсе меланхолии им не придется точно, полагают организаторы MarsOne. По той же причине снимаются и возможные претензии к принципу «билет в один конец»: как справедливо указывают инициаторы проекта, не этичной является как раз идея послать астронавтов на Марс без возможности основать колонию, но зато с возвращаемым модулем, который может и не сработать, что обречет людей на верную гибель.
путь
быстрей бы))